Gambler / 2016.09.28
Shardlight или Урановые лампочки
Проще всего было бы начать с сарказма. Де, опять упали бомбы, стало всем плохо, а цивилизация откатилась назад. И почему-то прикатилась к структурам власти и стилистике восемнадцатого века. Мушкеты, треуголки, аристократия в противогазах, которая посылает вас чинить атомные реакторы. Наверное, авторам казалось, что это страшно остроумно. Но получился просто очередной мир с ненужной "изюминкой", которая на поверку вовсе и не изюминка, а заползший не в ту голову таракан. Но давайте сменим фокус на более крупный план. Общая проблема Shardlight в остром дефиците интересности. Это идеально посредственная игра, в которой нет ничего особенно ужасного, но в тоже время нет и ровным счетом ничего привлекающего внимания или вызывающего острый интерес. Хуже всего в этом плане персонажи. Они активно навевают скуку. Видно, разработчики хотели сделать их реалистичными. Не получилось. Игра слишком коротка и простовата в плане структуры, чтобы можно было развить в ней какие-то сложные отношения и личности. Ну, допустим, есть там друг вашего детства, который шляется без дела по рынку и заброшенным зданиям. О детстве становится ясно из пары фотографий висящих в доме героини. И что дальше, спрашивается? Да ничего. Ваше общее прошлое и воспоминания не играют никакой роли в сюжете, кроме нагнетания дешёвой мелодрамы. Немного выделяется из общего фона облаченный в напудренный парик (и маску-противогаз) министр энергетики, но даже его разработчики ни во что интересное не раскрутили. Так, стандартный псих при власти с псевдо-рациональными обоснованиями для своих заскоков. Конечно, он - часть упомянутой аристократии. И героиня, и все её знакомые постоянно жалуются на эту аристократию и гундят про то, как их угнетает правительство. Ненависть к существующим властям - основная движущая сила сюжета. Там есть даже некое подполье, планирующие революцию. При этом никаких видимых или даже чётко высказанных причин для жалоб нет - по крайней мере до второй половины игры. Просто надо было откуда-то выцедить конфликт, и для этого подогнали абстрактно злых тиранов-аристократов, о которых мы практически ничего не узнаём до самого конца игры. Если при всём этом хотя бы героиня отличалась харизмой, неординарной личностью и интересными комментариями… Увы, она идеально вписывается в своё посредственное окружение. Более того, это один из тех патологических случаев, где главный персонаж не проявляет ровно никакой инициативы и им постоянно кто-то помыкает. Как её там зовут? Эмми Веллард. События сюжета мотают Эмми по миру, как ветер мотает брошенный кем-то полиэтиленовый пакет. Пойди туда, сделай то, узнай сё и так далее. Эми героически доставляет письмо умирающего электрика, готовит активированный уголь для респиратора дочери своего знакомого, а потом находит специальную траву для кормления козлов деда другого знакомого. Зачем? Потому что её попросили и потому что "надо". Как трогательно и скучно. Подобная суета - весьма распространённая проблема в играх, но от того она не менее надоедлива. А дальше даже непонятно что описывать. Пресненькую музыку? Бежево-зелёную палитру всех локаций? Посредственные паззлы, которые довольно просты, но мало чем отличаются от посредственных паззлов в десятках других квестов? Деревяшку в ведро, ведро - в печь, открываем газ, зажигаем с помощью кресала, закрываем газ, достаём готовый продукт и несём квестодателю. Ура. Двадцать минут нашего времени благополучно убиты. Тут и некоторые MMORPG с зависти удавятся. Тем временем я сейчас читаю Кантату для Лейбовича. Классика пост-апокалиптического жанра. Мне кажется, эта книга сильно повлияла на Фоллаут с его Братством стали. А казалось бы, что интересного можно написать про монашеский орден, особенно если большая часть повествования имеет место в деградировавшем после атомной войны обществе? Там нет древних компьютеров и плазменных винтовок. Всё честно: деградация общая и полная, и монахи занимаются не приключениями, а своей службой, как им и полагается. Тем не менее читать крайне интересно. Мысли одуревающего от голодного поста служки, который один ведет бдение в пустыне, оказываются интереснee приключений нашей героини-революционерки. Почему? А вот почему. В Кантате разрушение цивилизации является не просто фоном для сюжета, но и темой всей книги. А наивные размышления молодого, суеверного послушника великолепно в эту тему вплетаются, давая нам очищенный от излишних мудрствований вид на жизнь после атомных бомб. Шардлайт ничего подобного не делает и делать даже не пытается. Здесь всеобщая разруха угнетает, но не заставляет поразмыслить ни о причинах произошедшего, ни о динамике упадка общества. Потому что всё и так ясно. Сюжет игры - по сути аллегория классовой борьбы, а не настоящая научная фантастика. Не гнушаясь спойлерами пересказ сюжета можно было бы уместить в один абзац. Там нет никаких сюрпризов или оригинальных выдумок. Даже то что кажется сначала необычным (например, Жнец - полумифический персонаж и объект поклонения целого культа) засвечивается в сюжете наобум несколько раз, и в конце концов выветривается, оказавшись чем-то вполне банальным, но неправильно понятым. В общем, с конкретной игрой всё ясно. И с "независимыми" играми в целом тоже. Они стали ещё одной нишевой индустрией, куда считающие себя творческими индивидуумы идут подзаработать и самоутвердиться. Удручает только, что речь идет о продукте Wajet Eye. До сих пор эта студия-издатель публиковала современные (несмотря на графику) и качественные (несмотря на "независимость") квесты, в каждом из которых были какие-то новые идеи.