КС2

Наш журнал - не продается.
Статьи > Обзоры
Gambler / 2016.09.28

Shardlight или Урановые лампочки

Проще всего было бы начать с сарказма. Де, опять упали бомбы, стало всем плохо, а цивилизация откатилась назад. И почему-то прикатилась к структурам власти и стилистике восемнадцатого века.   Мушкеты, треуголки, аристократия в противогазах, которая посылает вас чинить атомные реакторы. Наверное, авторам казалось, что это страшно остроумно. Но получился просто очередной мир с ненужной "изюминкой", которая на поверку вовсе и не изюминка, а заползший не в ту голову таракан.

Но давайте сменим фокус на более крупный план. Общая проблема Shardlight в остром дефиците интересности. Это идеально посредственная игра, в которой нет ничего особенно ужасного, но в тоже время нет и ровным счетом ничего привлекающего внимания или вызывающего острый интерес. 

Хуже всего в этом плане персонажи. Они активно навевают скуку. Видно, разработчики хотели сделать их реалистичными. Не получилось. Игра слишком коротка и простовата в плане структуры, чтобы можно было развить в ней какие-то сложные отношения и личности. Ну, допустим, есть там друг вашего детства, который шляется без дела по рынку и заброшенным зданиям. О детстве становится ясно из пары фотографий висящих в доме героини. И что дальше, спрашивается? Да ничего. Ваше общее прошлое и воспоминания не играют никакой роли в сюжете, кроме нагнетания дешёвой мелодрамы.

Немного выделяется из общего фона облаченный в напудренный парик (и маску-противогаз) министр энергетики, но даже его разработчики ни во что интересное не раскрутили. Так, стандартный псих при власти с псевдо-рациональными обоснованиями для своих заскоков. Конечно, он - часть упомянутой аристократии.

И героиня, и все её знакомые постоянно жалуются на эту аристократию и гундят про то, как их угнетает правительство. Ненависть к существующим властям -  основная движущая сила сюжета. Там есть даже некое подполье, планирующие революцию. При этом никаких видимых или даже чётко высказанных причин для жалоб нет - по крайней мере до второй половины игры. Просто надо было откуда-то выцедить конфликт, и для этого подогнали абстрактно злых тиранов-аристократов, о которых мы практически ничего не узнаём до самого конца игры. 

Если при всём этом хотя бы героиня отличалась харизмой, неординарной личностью и интересными комментариями… Увы, она идеально вписывается в своё посредственное окружение. Более того, это один из тех патологических случаев, где главный персонаж не проявляет ровно никакой инициативы и им постоянно кто-то помыкает. Как её там зовут? Эмми Веллард. События сюжета мотают Эмми по миру, как ветер мотает брошенный кем-то полиэтиленовый пакет. Пойди туда, сделай то, узнай сё и так далее. Эми героически доставляет письмо умирающего электрика, готовит активированный уголь для респиратора дочери своего знакомого, а потом находит специальную траву для кормления козлов деда другого знакомого. Зачем? Потому что её попросили и потому что "надо". Как трогательно и скучно. Подобная суета - весьма распространённая проблема в играх, но от того она не менее надоедлива.

А дальше даже непонятно что описывать. Пресненькую музыку? Бежево-зелёную палитру всех локаций? Посредственные паззлы, которые довольно просты, но мало чем отличаются от посредственных паззлов в десятках других квестов? Деревяшку в ведро, ведро - в печь, открываем газ, зажигаем с помощью кресала, закрываем газ, достаём готовый продукт и несём квестодателю. Ура. Двадцать минут нашего времени благополучно убиты. Тут и некоторые MMORPG с зависти удавятся. 

Тем временем я сейчас читаю Кантату для Лейбовича. Классика пост-апокалиптического жанра. Мне кажется, эта книга сильно повлияла на Фоллаут с его Братством стали. А казалось бы, что интересного можно написать про монашеский орден, особенно если большая часть повествования имеет место в деградировавшем после атомной войны обществе? Там нет древних компьютеров и плазменных винтовок. Всё честно: деградация общая и полная, и монахи занимаются не приключениями, а своей службой, как им и полагается. Тем не менее читать крайне интересно. Мысли одуревающего от голодного поста служки, который один ведет бдение в пустыне, оказываются интереснee приключений нашей героини-революционерки. Почему?

А вот почему. В Кантате разрушение цивилизации является не просто фоном для сюжета, но и темой всей книги. А наивные размышления молодого, суеверного послушника великолепно в эту тему вплетаются, давая нам очищенный от излишних мудрствований вид на жизнь после атомных бомб. Шардлайт ничего подобного не делает и делать даже не пытается. Здесь всеобщая разруха угнетает, но не заставляет поразмыслить ни о причинах произошедшего, ни о динамике упадка общества. Потому что всё и так ясно. Сюжет игры - по сути аллегория классовой борьбы, а не настоящая научная фантастика. Не гнушаясь спойлерами пересказ сюжета можно было бы уместить в один абзац. Там нет никаких сюрпризов или оригинальных выдумок. Даже то что кажется сначала необычным (например, Жнец - полумифический персонаж и объект поклонения целого культа) засвечивается в сюжете наобум несколько раз, и в конце концов выветривается, оказавшись чем-то вполне банальным, но неправильно понятым. 

В общем, с конкретной игрой всё ясно. И с "независимыми" играми в целом тоже. Они стали ещё одной нишевой индустрией, куда считающие себя творческими индивидуумы идут подзаработать и самоутвердиться. Удручает только, что речь идет о продукте Wajet Eye. До сих пор эта студия-издатель публиковала современные (не смотря на графику) и качественные (не смотря на "независимость") квесты, в каждом из которых были какие-то новые идеи.

Комментарии

Без комментариев.

Комментарии

2020.09.24
Gambler комментирует Squad.
2017.07.30
Gambler комментирует Thimblweed Park.
2017.02.18
Gambler комментирует Soma.
2016.01.14
Gambler комментирует Особенности форумов phpBB.
2015.07.13
Ruberd комментирует Особенности форумов phpBB.
2015.06.16
Gambler комментирует Старьё или Апгрейд номер шесть и даже семь.
2014.11.15
Gambler комментирует Глупая писанина про Dreamfall: Chapters.

Сообщения

2020.05.10
Gambler отвечает на "Что _советуем_ прочитать?"(33).
2019.11.23
Gambler создает "Discord Конкурса"(1).
2019.11.22
Gambler отвечает на "HTC Vive"(7).
2018.09.02
Gambler создает "Блог художника Blackwell and Technobabylon"(1).
2018.06.14
Gambler отвечает на "Алан Кей - некоторые видео"(14).
2018.05.29
Gambler создает "Смотрю прохождение DETROIT BECOME HUMAN и думаю..."(1).
2016.10.30
Gambler отвечает на "Что читаем?"(63).

Комментарии к новостям

2020.03.24
Gambler комментирует Half-Life: Alyx в продаже.
2020.03.14
Gambler комментирует Неновость: тизер новой игры от Frictional.
2019.10.23
Gambler комментирует Вышла Disco Elysium.
2019.10.20
Gambler комментирует Crying Suns.
2019.05.28
Gambler комментирует Мор.Утопия 2.