Gambler / 2012.08.12
Старьё или Апгрейд номер шесть и даже семь
Сразу предупреждаю: далее будет словесный мусор и графомания. Старая. Старье - это про статью в той же мере, что и про железо. Зато в традициях старого КС - поток мысли и все прочее. Чтобы вы могли разобраться с хронологией этого запутанного текста, мне стоит пояснить: первая и вторая части были написаны где-то в районе 2011го года, а третья — в середине 2012го. Я тогда закачал статью на сайт, но передумал опубликовывать. Зачем? А сейчас я просто так решил перечитать написанное и подумал: а почему бы и нет? Справедливости ради стоит заметить, что в 2013м году я опять проапгрейдился. В этот раз, потратив совсем немного времени на исследование нюансов нового железа и намного больше на попытки разобраться в том, сколько уместно платить за материнскую плату и оперативку. И вместо обзоров на специализированных сайтах со статьями, я ориентировался по отзывам покупателей крупного онлайн-магазина. На удивление, результат оказался значительно быстрее предыдущей конфигурации. С другой стороны, моя предыдущая конфигурация была не очень-то большим шагом вперед.Часть первая. Апгрейд номер шесть?
Покупка нового компьютера часто оборачивается небольшим приключением, особенно если покупать его по частям, да еще в настоящем, а не виртуальном, магазине. Все-таки удивительная штука — эти компьютеры. Такое богатство выбора, такой простор для совершения ошибок, и все-таки в основном все это как-то работает и совместимо. Другое дело — нюансы. Нюансы могут вас доконать. В реальный магазин я поехал из-за корпуса. В последнее время они сильно подорожали, к тому же большинство из них просто-таки невероятно уродливы, вне зависимости от цены. Нечто ребристое, черное с кучей дырок из которых святят понатыканные не к месту светодиоды — вот как выглядит эстетический эталон современного дизайна. Поэтому на корпус хотелось посмотреть своими глазами. А еще хотелось полный tower, не какой-то ужатый mid, куда с трудом влезает раздутая видеокарта и лапша изо всех этих проводов. Зря хотелось, наверное. Все нормальные дешевые корпуса такого типа к моему приезду разобрали, и в конце концов я был вынеужден приобрести футуристическую коробку от Alienware. Я всегда недолюбливал эту компанию. Корпус оказался по-своему добротным и приятным на вид, но в нем сквозит характерный перекос дизайнерских приоритетов. Внутрь запихнули плату для управления подсветкой, которая даже подключается к USB, но не предусмотрели ни кнопки ресета, ни PC спикера, ни какого-то места для флоппи-драйва. Компьютер без флоппи-драйва.... В каком-то смысле это конец (не очень длинной, правда) эры. Вы удивлены, что я думаю о таких странных вещах? Ну, положим, флоппи — это действительно анахронизм. К сожалению, если вы хотите при инсталляции скормить Виндоусу XP драйвера для AHCI интерфейса, то требует он именно дискета. О пользе ресета и PC спикера я мог бы привести несколько аргументов, но ограничусь слуедующим замечанием: учитывая ничтожную цену этих компонентов, я бы их не убирал. На новом железе старый XP не запустился. Таким образом начался ритуал выяснения и исправления неполадок. Если бы речь шла о нормальной оси, то это был бы процесс более-менее логичный, но с операционными системами от Микрософта это всегда именно ритуал, где чутье, метод тыка и просеивание бездарных советов в сети заменяют нормальную диагностику. А что если запустить в безопасном режиме? Не работает. А что если удалить драйвер, на котором затыкается загрузка? Не работает. А что если воззвать к процессу восстановления с родного CD? Не работает. Для того, чтобы проверить все идеи и варианты, мне пришлось переставить винчестер со старого на новый компьютер (и обратно) раз десять. А все потому, что система при загрузке просто вырубается, не написав толком отчего. В конце концов я поставил поверх нее новую версию Виндоуса — и тут выяснилось, что она не может читать мои файлы. Нельзя. Пользователь де был другой, нет доступа. Чтобы выправить доступ, пришлось грузиться в безопасном режиме, потому что без него лоботомированная Home Edition не способна менять права доступа на файлы. А чтобы скопировать файлы на специально купленный USB привод, пришлось перегрузиться обратно в опасный режим, потому что только там активировался DMA, без которого переливание тридцати гигов данных заняло бы целый день. Я вообще не очень понимаю, зачем в современных системах нужен допотопный PIO режим, который тормозит все приложения, и при этом дает непростительно низкую скорость чтения и записи данных. После сохранения полезной информации, я отформатировал диск и поставил на компьютер тот же XP. И даже AHCI запустил без дискеты. Инженеры, очевидно, про эту дурь в XP знали и предусмотрели пару портов, где можно свободно переключаться между AHCI и эмуляцией IDE. Достаточно один из них переключить, удалить в панели управления соответствующий IDE контроллер и система добровольно установит AHCI драйвер, после чего к этому порту можно спокойно подключать основной жесткий диск и с него грузиться.Часть вторая. Будущее.
Этот апргрейд был мне, в общем-то, пока не очень нужен. Даже на моем старом компьютере все игры, которые я покупал, работали сносно. А ведь компьютеру уже четыре года! Это интересное время, потому что развитие железа замедлилось, и вслед за ним замедлился рост требований. Причин тут можно найти много. Во-первых, процессоры приблизились к лимиту силиконовых чипов в плане частоты. Во-вторых, память споткнулась о лимит тридцатидвухбитной адресации. Но, пожалуй, самое главное — до сих пор в играх системные требования росли в основном из-за графики, и теперь она дошла до такого уровня, что лучше уже просто не очень нужно. По крайней мере, хотелось бы верить, что это так, что потребители насытились полигонами и разработчики сконцентрируют свое внимание на чем-то более достойном. Интересно, куда все это пойдет дальше? Будет шестнадцать ядер процессора и двадцать гигабайт оперативной памяти? К сожалению, даже сейчас оба эти ресурса в основном транжирят, а не используют для каких-то конкретных целей. Намного больше практической пользы я бы ожидал от твердотельных накопителей: хотя бы не так долго ждать загрузки разных программ. Но они пока дорогие, не такие уж быстрые, имеют весьма ограниченный срок годности и требуют поддержки со стороны операционной системы (то есть в данном контексте — седьмого Виндоуса). Журналисты хором поют о наступающей эре мобильных устройств (и облачных приложений). Прогресс! Будущее! На самом же деле надо еще разобраться, где тут прогресс, а где деградация. Скажем, несколько дней назад я купил Kindle третьей версии. Очень забавная штука. Плоская, с клавиатурой qwerty, тремя гигами памяти и приемником WiFi. Умеет неплохо читать по-английски (голосом). Ну и, конечно, экран у нее на E-Ink, высокого разрешения, что крайне приятно. На вид прямо научная фантастика какая-то. Беда в том, что при всех достоинствах Kidnle, устройство сделано преднамеренно узколобо. Например, там весьма неплохой браузер, но скачать скачать из интернета PDF файл или MP3 в нем нельзя — кроме нескольких текстовых форматов скачивать что-либо запрещено. Устройство показывает картинки и позволяет набивать текст, но там нет там ни файлового менеджера, ни просмотрщика изображений, ни нормального текстового редактора. И так далее. Киндл это в первую очередь устрой для продажи книг Amazon, во вторую — читалка, и только в третью — портативный компьютер. А надо бы наоборот. Это беда многих мобильных устройств в последние годы. Их выпускают для достижения каких-то долгосрочных целей компании, а не как самостоятельный продукт. Везде крючки и лески, легальные и технические, а возможности железа искуственно урезают. Такое пытались делать всегда, но сейчас делают с размахом, успешно и почти без какой-либо негативной реакции со стороны потребителя.Часть третья. Год спустя, но еще не сейчас.
Первые две части статьи, кстати, были написаны больше года назад, но они по-прежнему актуальны. И да, я до сих пор использую XP на своем игровом компьютере. С каждым годом мне все труднее кивать головой в ответ на дифирамбы «современным» технологиям, которым переполнена пресса и Интернет. Тогда у статьи был следующий эпилог: «Я не думаю, что за следующие шесть или семь лет требования игр к железу сильно увеличатся. Потому и проапгрейдился. Мой старый компьютер, конечно, тянул современные игры, но на новом они эти семь лет будут работать получше. Я на это надеюсь. Отчасти надеюсь потому, что развитие железа затормозилось, или по крайней мере вошло в новое русло (многоядерность и так далее).» Сейчас меня волнуют не столько системные требования игр, сколько вопрос того, что вообще будет с софтом. Во мне еще меньше щенячей радости по поводу того, куда катятся бытовые технологии. На моем рабочем компьютере директория седьмого Виндоуса занимает сорок пять гигабайт. Мой ноутбук, под гнетом той же версии Виндов, был недавно настолько основательно захвачен вирусом, что пришлось переустанавливать всю систему. Это при аинтивирусе, апгрейдах и при том, что я туда ничего сомнительного не устанавливал. (Теперь там по умолчанию грузится Ubuntu.) А последний отпечаток сапога на моем технологическом энтузиазме оставил HP, угробив многообещающую серию продуктов, которые работали под WebOS. Теперь забраться в ту же нишу хотят: Мозилла с маловероятной концепцией Boot To Gecko, Гугль с хромым буком (который сделан, чтобы забрать у вас и отдать Гуглю остатки ваших данных) и Поверхность Микрософта (сделанная ради еще одной попытки монополизировать условия разработки приложений). И это — будущее? Мне бы там хотелось видеть бытовые FPGA, Fleet-процессоры Ивана Сюзерлэнда, или по крайней мере что-то вроде Xenon Phi для обычных пользователей. Ну и что-то программируемое с использованием E-Ink, ведь SDK для Kindle так и не был по-нормальному опубликован.