КС2

Наш журнал - не продается.
Статьи > Обзоры
Gambler / 2009.12.26

Giants: Citizen Kabuto

Описывая Giants: Citizen Kabuto трудно уйти от темы провороненного потенциала. Такая уж игра. Разработчики создали отличную систему, но использовали ее от силы процентов на двадцать. Это, кстати, противоречит весьма популярному суждению, что общий игровой дизайн - самое пустяковое занятие, и не работа даже, а так, приятное времяпровождение. Глупости. Если программистам дать денег и времени, то они напишут движок. Художники смоделируют что надо. Дизайнеры навыдумывают фишек. Но вот какой-то общий образ игры, основополагающие идеи - просто так их нельзя ни купить, ни дождаться. Впрочем, судите сами. 

Giants начинается как аркадный шутер. Сюжет игры и диалоги воистину ужасны, но, к счастью, не имеют почти никакого значения. Мы бегаем по красочному острову, стреляем каких-то гигантских крабов - все весьма обычно. Потом нам дают ранцевый двигатель. Он работает рывками, так что  летать не очень получается, но можно очень высоко прыгать и планировать. Манера передвижения по карте сразу меняется и игра становится по-настоящему трехмерной. Что интересно, не смотря на изрядную аркадность, ускорение в Giants смоделировано весьма честно: сильно разогнавшись, герой не может мгновенно затормозить или изменить направление, так что ракетные прыжки приходится рассчитывать.

Дальше к нам присоединяется один соратник, и воевать становится веселее. По умолчанию он просто следует за героем и атакует все то, по чему мы стреляем, но его так же можно самостоятельно послать в бой или оставить сторожить какой-то важный пункт на местности. И вот мы уже снимаем с обзорной вышки часового, используя снайперскую винтовку, крадемся мимо крупного скопления врагов прикрывшись специальной маскировкой, а потом прорываемся с боем из их базы. Швыряемся гранатами, зажимам гашетку пулемета, взлетаем. На выхлоп ранцев наводятся ракеты земля-воздух с ближайшей турели, но мы сбиваем их с толку, запустив специальную тепловую ракету. Весло.

Нам дают миномет и предлагают на выбор несколько хитрых устройств, которые, как и маскировка, работают от батарей ранцевого двигателя. Например, генератор защитного поля, которое поглощает какой-то процент повреждений. Или апгрейд к самому двигателю, с которым летать можно намного дальше. Вооружившись новыми технологиями, мы штурмуем несколько баз противника. Даже не баз, а почти поселений с бараками, бункерами, смотровыми вышками и прочими зданиями. Эти здания, равно как и многие "мирные" постройки, при желании можно взорвать.

Постепенно к нам присоединяются новые соратники. Точнее, старые: по сюжету это команда застрявшего на планете космолета. При всем этом игровой процесс постепенно приобретает черты командного экшена. В конце концов отряд разрастается до четырех человек (не считая героя), и из приятного подспорья превращается в весьма серьезную атакующую силу. У наших спутников тоже есть ранцевые двигатели, и во время боя они часто разлетаются во все стороны маневрируя. Поскольку персонажи именные, убить насовсем их не могут, но если кого-то кончается здоровье, то он на время выбывает из игры. 

Наконец, в одной из миссий мы получаем возможность отстроить базу. Процесс постройки в Giants организован весьма необычно. Вначале нам дается один "управляющий" из числа местных жителей планеты и особая площадка, где можно сбрасывать рабочий персонал. Персонал - это тоже местные жители. Для простоты назовем их головастиками, благо внешний вид сразу же наводит на такой перевод  английского названия. Головастики обычно ходят где-то рядом со своими поселениями. Главный герой и его спутники могут взваливать их на спину на манер рюкзаков, тащить на базу, а потом сбрасывать на уже упомянутой площадке. (Забавный нюанс: если к ней подлететь и сбросить в буквальном смысле, головастик будет громко вопить и размахивать руками при падении. К счастью, если высота не очень большая, то здоровья у него после такого урока скайдавинга не убавится.)

Собрав двух работников, можно начинать отстраивать базу. Строительный интерфейс открывается, если наступить на еще одну площадку. В нем для работы над определенным проектом можно выделить сразу несколько головастиков, и скорость будет зависеть от их количества. Это, конечно, покуда они вообще работают. Затратив определенные усилия, головастик ест, а когда есть нечего, садится у печи и ждет. Так что для возведения зданий приходится промышлять охотой. Где-то на игровом уровне обязательно пасутся стада вимпов, которых можно стрелять на мясо. Чем больше (то есть старше) вимп, тем больше получится мяса. Его, правда, надое еще собрать и сбросить на очередную спец-площадку внутри базы. После этого головастики едят и строительство продолжается.

Стандартных зданий не то чтобы очень много, но поскольку база трехмерна и весьма интерактивна, то разнообразия хватает. Есть, например, "магазин", в котором можно пополнить свое здоровье, патроны, а так же набрать разных устройств в зависимости о того, что еще построено. Есть командный центр, закрывающий и защищающий "строительную" спецплощадку - туда, естественно, можно заходить. Кстати, про защиту: немаловажным компонентом базы являются стены. Это одна из тех черт, которые кажутся весьма банальными, но на самом деле делают Giants: Citizen Kabuto непохожей ни на большинство стратегий, ни даже на игры типа Battlezone. Не только стены, конечно, но вообще динамика боев. Естественно, базу нам спокойно отстроить не дают - иначе это было бы страшно скучно. Враги пытаются разрушить здания. А еще - захватить и утащить к себе управляющего головастиков, после чего миссия считается проваленной. Они атакуют не сразу, и сначала приходит всего два, от силы четыре солдата. Однако, поскольку головастики сами не отбиваются, а группа героя часто куда-то улетает, то даже пара врагов может наломать изрядных дров. Со временем же атаки становятся интенсивнее.

Зеленые лупоглазые солдаты выходят из своих бараков, строятся в колонны, и, когда их набирается нужное число, маршируют к нашей базе. Там они либо сразу начинают атаковать, либо ждут сначала новых подкреплений чуть поодаль. Получается что-то вроде осады. Постепенно размеры вражеских групп растут, и самих их становится больше. По карте маршируют целые эшелоны. Иногда даже вылетают эскадрильи "бомбардировщиков" - то же солдат, но с ранцевыми двигателями. Мы в свою очередь строим разные турели в стратегических точках карты, раскладываем на подступах к стенам мины, ну и стреляем. При желании и  полностью развитой базе, можно даже соорудить небольшой вертолет, который позволяет двигаться быстрее и свободнее, чем ранцы героев, и атаковать неприятеля с воздуха.

Вот тут бы игре и развернуться во всю ширь. Подкинуть нам какую-нибудь стратегическую кампанию, где надо использовать всю доступную технику, все тактические хитрости, которые позволяет система, чтобы победить. Захват объектов, отражение орд неприятеля, воздушные бои... Но вместо этого кампания за мекков просто заканчивается. Да-да, на том же самом уровне, где в наше распоряжение в первый раз дают базу. Причем заканчивается весьма резко. Даже не имеет смысла строить какие-то продвинутые здания или использовать вертолет. Как только мы получаем к ним доступ, мы получаем доступ и к огромной бомбе, которой победоносно сносим штаб врага. Дальше же игра переключается на сюжет Дельфи, который в плане дизайна намного слабее.

Дельфи - это некая местная принцесса. Умеет плавать и даже регенерирует в воде. В качестве оружия она использует меч и лук, точнее несколько разных луков, а вместо хитрой техники - заклинания, довольно скучные. С началом ее кампании игра, фактически, откатывается назад, и мы снова бегаем в стиле FPS, получаем все больше и больше возможностей, пока наконец в наше распоряжение не попадает база, которую надо отстроить, я потом с помощью полученного заклинания (заместо бомбы) уничтожить крепость противника. Единственным отклонением от кампании мекков оказываются  гонки на реактивном катере, но удовольствие это весьма сомнительное, а гоняться заставляют аж четыре раза.

Наконец, в рамках последней кампании мы играем за Кабуту, сущность родственную небезызвестной Годзилле. По началу играть за такого монстра весело. Можно есть своих врагов, пополняя здоровье, можно взять какого-нибудь солдата и зашвырнуть его в море. Но вскоре все это приедается из-за скучного дизайна уровней. Кабуте по-настоящему не противостоят. То есть врагов много, они стреляют и бегают, но в то же время они слишком пассивны, не проявляют никакой инициативы, не устраивают засад или ловушек, а без этого играть за монстра не очень интересно.

Потом же игра совсем скисает и завершается самым банальным способом, который только можно вообразить: затянутой битвой главного мекка с финальным боссом, то есть с еще одной версией Кабуты. Описывать нюансы тут, пожалуй, не имеет ни малейшего смысла. Все плохо сделанные битвы с финальными боссами более-менее одинаковы.

Подводим итоги. Или нет, лучше так: завершаем картину. Разработчики продумали неимоверное количество мелочей, вплоть до того, что  во время прыжков с ранцевым двигателем учитывает вес того, что герой несет на спине. Сделали по-настоящему трехмерные уровни и боевую систему, которая с этой трехмерностью работает: даже галереи  на стенах базы находят свое применение. Написали вполне адекватный AI противника. Например, марширующие колонной солдаты, если их атаковать, разбегаются кто куда, используют укрытия и иногда даже кидаются гранатами. Снайперы стреляют в голову и имеют реалистичное поле зрения. В наличии даже патрули на гигантских слонах-сонаках. И все это (плюс довольно разнообразная фауна и куча техники) было использовано для создания аркадной стрелялки "с элементами".

Комментарии

АвторКомментарий
Asstet
2009-12-29 19:35:00

О, лучшая игра, наравне с Nox, из недооцененных. Gambler, ты только сейчас поиграл в Кабуто?
Насчет диалогов - они одно из достоинств проекта, есть жутко корные. Насчет недооцененности - а какой геймлпей ты считаешь можно было навернуть здесь? Насчет сети - по сети жутко фаново играть, например, вчетвером против 1 кабуты (4-2-1 - мекки-девахи-кабуты соотношение по мнению разработчиков наиболее оптимальное для соревновательности)

Asstet
2009-12-29 19:39:30

Насчет графики - в свое время была отличной, особенной, на других непохожей. Насчет разработчиков - они же сделали Armed & Dangerous - еще одну корную игру, где есть оружие, переворачивающее весь мир вверх-ногами на некоторое время.

Gambler
2009-12-29 20:52:04

Прошел пару недель назад.

В Ginats не хватает не каких-то фишек или улучшенной игровой системы. Как раз система-то там весьма хорошая, потому на нее и начал писать обзор. Бои очень динамичные, но при этом их можно проводить по-разному. Более того, в отличии от большинства игр на границе между экшеном и стратегией, Giants по-настоящему трехмерна. Причем это "что-то вроде RTS" сделано весьма и весьма хорошо. Уровни по-настоящему трехмерны. Не просто потому, что есть горки и овраги, а потому что все это можно и даже нужно использовать в боях. Можно, например, залетать на крыши зданий (к счастью, физика в этом плане сделана честно - герои не проваливаются сквозь текстуры) и оттуда снайперить или кидаться гранатами. Это действительно помогает. Кстати, при всей аркадности, в игре аж четыре режима зума. И разброс пуль у оружия разный. Мелочи, а приятно.

Но. В игре ужасный дизайн заданий. Никаких сюрпризов, изменений ситуации или задач. Все страшно прямолинейно. Если говорят разрушить бараки врага, мы их будем рушить, и ни черта больше не произойдет. Кроме того, в игре три уровня, которые сводятся к "острой базу, взорви главные бараки". Четыре гонки на катере. Три миссии, где надо отобедать местным население и раздолбить какие-то двери. Короче, не шибко удачный дизайн к тому же еще беззастенчиво клонировали.

Движка бы хватило на что-то намного более интересное. Сделали бы, например, настоящую осаду с марширующими на базу армиями. Без респавна, но чтобы противников было много. С крабами разных размеров, летающими риперами и с отрядами на сонаках. (Ведь уже есть, уже все запрограммировано и смоделировано.) С нашей же стороны - расстановка турелей, мин и лихие налеты на врага, пока он идет по карте. Например, с использованием вертолета или туннелей для диверсионных вылазок. Ну и где-нибудь посередине запустили бы на уровень кабуту, чтобы всех жрал, и чтобы его надо было отгонять. Вот так надо делать миссии.

Я как раз сейчас играю в Hostile Waters. Там почти каждая миссия сделана в таком духе. Очень хорошо используют высокоуровневые возможности движка. К сожалению, боевая система там весьма кислая. Кисель какой-то. Вязнешь в нем, и приходится отступать и по тридцать минут собирать ресурсы для новой атаки, или часами обстреливать вражескую базу из артиллерии. Тоже имеются элементы экшена и RTS, но по своей сути игра - полная противоположность Giants.

Asstet
2009-12-31 06:48:39

Почему ты думаешь в такую игру будет интересно играть? Например, схожий геймплей у DOTA, только там еще и герои есть со скиллами.

Gambler
2010-01-04 09:17:00

В какую именно игру? Я ведь не новую игру описывал, а просто другой дизайн уровней с использованием существующих элементов.

DOTA - Defense of the Ancients? Это совсем не то. Там нет прямого управления, да к тому это мультиплеерная игра.

Akven
2010-01-19 20:00:03

Признаться вам, вы меня настолько заинтриговали, что я эту игрушку взял посмотреть :)

Akven
2010-01-19 20:00:06
Asstet
2010-01-19 22:29:24

Заодно и отправил пустой комментарий.
Шалишь.

Akven
2010-01-20 15:59:02

Я его не отправлял.
Когда я первый раз отправлял свой комментарий, мне сайт выкинул ошибку. Я подумал что не отправилось - и отправил заново. В итоге получил два одинаковых комментария.
А так как кнопка Удалить не предусмотрена, я подумал, что если отредактировать свой комментарий и просто тупо в нём всё стереть - то он сам собой исчезнет. Как показала практика - я ошибался :)

Asstet
2010-01-25 18:06:51

Ну и как впечатления от игры?

Akven
2010-01-25 18:36:22

Я её ещё не ставил) Пока серию Splinter Cell прохожу)


Комментарии

2020.09.24
Gambler комментирует Squad.
2017.07.30
Gambler комментирует Thimblweed Park.
2017.02.18
Gambler комментирует Soma.
2016.01.14
Gambler комментирует Особенности форумов phpBB.
2015.07.13
Ruberd комментирует Особенности форумов phpBB.
2015.06.16
Gambler комментирует Старьё или Апгрейд номер шесть и даже семь.
2014.11.15
Gambler комментирует Глупая писанина про Dreamfall: Chapters.

Сообщения

2020.12.31
Gambler отвечает на "Что _советуем_ прочитать?"(34).
2019.11.23
Gambler создает "Discord Конкурса"(1).
2019.11.22
Gambler отвечает на "HTC Vive"(7).
2018.09.02
Gambler создает "Блог художника Blackwell and Technobabylon"(1).
2018.06.14
Gambler отвечает на "Алан Кей - некоторые видео"(14).
2018.05.29
Gambler создает "Смотрю прохождение DETROIT BECOME HUMAN и думаю..."(1).
2016.10.30
Gambler отвечает на "Что читаем?"(63).

Комментарии к новостям

2021.04.10
Gambler комментирует Ранний выпуск Colony Ship.
2021.04.09
Ruberd комментирует Ранний выпуск Colony Ship.
2021.02.03
Gambler комментирует Half-Life: Alyx в продаже.
2020.03.24
Gambler комментирует Half-Life: Alyx в продаже.
2020.03.14
Gambler комментирует Неновость: тизер новой игры от Frictional.