Gambler / 2009.07.06
Armed Assault II Demo
Я скачал-таки техгигабайтную демо-версию Arma2, и хочу поделиться своими от нее впечатлениями. От графики впечатления однозначно хорошие. Картинку игра генерирует красивую, даже на среднем компьютере. Модели, текстуры, тени - все это сделано очень высококачественно. Более того, анимация и спецэффекты сделаны на уровне, так что даже в движении Arma2 смотрится отлично (в отличии от многих современных игр). Скажем, бегущие солдаты именно бегут, а не выглядят так, будто плывут по земле, равномерно перебирая ногами. Пропеллер вертолета при разгоне в какой-то момент расплывается и... короче говоря, ведет себя так, как он выглядит в реальной жизни. Только вот HDR и Bloom режут глаз и мешают - их проще отключить. Впрочем, это все не столь важно. Намного важнее то, что игровые уровни сделаны по-человечески, и напоминают реальные ландшафты. По крайней мере, это не убого слепленные абсурдности в стиле третьего Фоллаута или второго NWN. Ведь человек посреди деревни чувствует себя и движется не так, как человек в чистом поле или лесу. Игра передает "ощущение местности" весьма успешно, и при этом, не смотря на большие карты, не тормозит на моем e4300 c 8800GTS. Иногда, правда, подгружает новые локации, но это длится всего несколько секунд. Вообще, ArmA2 грузится весьма быстро - что тоже качественно отличает ее движек от большинства современных собратьев. Но если в игре хорошая графика, то значит разработчики наврали с три короба про все остальное, так? Удивительно, но не так! Все что обещали - вроде бы есть. Можно летать, водить машины, участвовать в чужих операциях и командовать, начиная от небольшой группы и заканчивая целой армией. Насчет сюжета, группировок, репутации и стратегической кампании, правда, я ничего сказать не могу - я все-таки пишу про демо-версию. Подозреваю, что все это тоже в наличии. Вот только... это не новый Jagged Alliance 2, которого я ожидал, прочитав описание игры на официальном сайте. Это не Бригада E5. И даже не SWAT4. Это вообще не тактический симулятор, а скорее современный военный шутер, к которому прикрутили очень много элементов командования. Обьясняю подробнее. Демо-версия ArmA2 состоит из кучи тренировочных миссий, одного "сюжетного" задания и одной миссии типа "захвати три деревни", которая, наверное, рассчитана на онлайновую игру. Очень много времени я потратил именно на задания тьюториала, обучаясь управлению, хм, всем и попутно настраивая байндинги кнопок. Учиться есть чему - интерфейс в игре поганенький. Он сложный, не интуитивный, напрочь лишен элегантных решений и весьма плохо приспособлен для использования одновременно с пальбой по врагам в первом лице. Сложность при этом абсолютно несоразмерна с его функциями. В игре активно используются контекстные меню, но они малофункциональны, и к тому же выбор контекста сделан весьма странным образом. Скроллингом мыши (что весьма неудобно) вызывается меню для главного персонажа. Нажатием пробела - простенькое меню для вверенной ему группы. Но чтобы заставить группу делать нечто сложное, надо вызывать одно из десяти(!) тематических меню кнопками 1-0, а потом выбрать соответствующую опцию либо сколлингом и кликом средней кнопки мыши, либо введением еще одной цифры. Последнее означает, что быстро переключаться между меню нельзя, а надо закрывать их бэкспейсом. Более того, далеко не всегда понятно, на что именно указывает курсор (который часто видоизменяется, а то и вообще исчезает) и кто побежит выполнять команду (солдат надо выбирать кнопками F1-F10, каждый раз). Нет, понятно, что игра реалистичная, но причем тут интерфейс? Реализм зависит от того, что и как происходит в игровом мире, а не вовсе не от того, сколько кнопок заставляют зазубрить игрока. Мне не понять, например, зачем в такой игре как ArmA2 давать прямое (но при этом криво сделанное) управление техникой. Это же форменное издевательство - вместо того, чтобы думать о тактике, приходится исполнять соло на клавиатуре, чтобы БТР ехал куда надо а вертолет - летел. К счастью, можно посадить за штурвал компьютерного солдата под вашей командой, и просто задать направление. AI, впрочем, рулить тоже ни черта не умеет. Но об этоя я рассказу чуть позже. Единственный приятный аспект управления - игра дает отдельно биндить удержание кнопок и двойные нажатия. Это действительно полезная возможность, позволяющая на одну и ту же кнопку забить несколько логически связанных действий. В остальном с управлением всё весьма кисло. Руление мышью, например, не работает, потому что рулит она непозволительно слабо, а настроить отдельно чувствительность руля не дают. Кроме того, в меню настроек на экран выползает целый легион действий - многие из которых просто не нужны. Например, есть действие "перебраться через низкое препятствие". Зачем? Для кого? Ведь если персонаж прет на препятствие, можно это сделать и автоматически. От добавления этой глупой кнопки реалистичнее игра на самом деле не становится, потому что суть происходящего на экране неизменна. Или это сделано специально для идиотов, чтобы те думали "вай я какой умный, забор перелез!"? Ладно, перейду к описанию сюжетной миссии. Она начинается в вертолете. Шум винта. Болтовня солдат. Море вокруг. Приземление. Командир группы говорит: "Передвигаемся. На. Одну. Сотню. Метров. На. Запад." (Дело в том, что многие события комментируются фразами, которые собраны компьютером из отдельных слов. Звучит это омерзительно.) Все солдаты под управлением компьютера бросаются бежать к близстоящей деревне и на подходе к ней рассыпаются по разным закоулкам. Потом начинается пальба. Где враги по большей части непонятно, не смотря на то, что AI комментирует их появление указанием направления, расстояния, типа и количества. Иногда игроку дается приказание завалить отдельного врага, который при этом помечается красным кружком. Кружок видно, врага нет. Потому что он обычно более чем в сотне метров, за несколькими слоями кустов, деревьев и прочих препятствий. Действия дружественных персонажей больше напоминают сумбурную, плохо скоординированную беготню, чем штурм объекта группой солдат. Хотя вояки под управлением AI часто говорят про "прикрытие" (и вообще говорят очень много), я чего-то не видел, чтобы они друг друга прикрывали. Часто лезут под пули или разбегаются в разные стороны. Я пытаюсь поспевать за группой, группа прет вперед. Камера от бега дергается, из-за постпроцессинга ни черта не видно вдалеке (к счастью, дрыганье можно снизить, а постпроцессинг картинки отключить в настройках). Целиться трудно: мышь лихо ускоряется при резких движениях и практически не двигается при плавной наводке. В добавок к этому, насколько я понимаю, резкие движения вызывают мошен блур. От режима игры, где надо захватывать несколько деревень и базу врагов, впечатления более положительные. Не потому, что тактика боя там радикально меняется. Нет. По-прежнему все куда-то прут, мрут, и ни черта не видно, где враги. Но там дают командовать своей группой, воюя вместе с другими группами под управлением AI. Начинается все с постройки базы и бараков невидимым генералом. Он же выдает задание, после чего компьютерные лейтенанты тратят свои деньги, и большая часть солдат разбегается и разъезжается в разные стороны - выполнять. Игрок тоже может купить себе оружие, подчиненных с разной экипировкой или технику. Поскольку на базе уже стоит пара хаммеров и один грузовик, можно использовать их. Или подождать, когда какой-то другой лейтенант купит БТР и влезть туда со своей группой, если она небольшая. * * * Поиграл подольше, разобрался с некоторыми непонятными до того аспектами. Так сказать, выработал второе впечатление, которое не заменяет, а дополняет первое. Игра по-своему весьма интересна. Тут сказываются два фактора. Во-первых, это довольно богатые (для шутера) возможности взаимодействовать с игровым миром. Можно, например, захватить укрепление, купить стационарный пулемет и посадить за него одного из своих подчиненных, чтоб сторожил. Или набить полный грузовик солдат, отвезти их к захваченной врагами деревне, раздать цели, расставить вейпоинты, и потом дать команду к началу операции. Можно лечить, чинить, строить, покупать, прыгать с парашютом, быть пулеметчиком на военном джипе или пилотом вертолета. Во-вторых, сказывается то, что почти все это может делать и AI, причем как вражеский, так и дружеский. Более того, AI способен к самостоятельным глобальным действиям без скриптов. Поскольку игра ведется на открытых, больших по размеру и весьма реалистичных по своей сути уровнях, это создает множество интересных ситуаций. На мой взгляд, главная особенность Arma2 - это взаимодействие с дружественными персонажами, которого были лишены схожие игры в прошлом (Battlezone, например). Наконец-то компьютер не только приказывает или служит игроку, но и выступает иногда с ним "на равных". Соответственно, от игрока уже не всегда требуется единолично победить всех и вся - в некоторых случаях достаточно просто грамотной поддержки. Или, наоборот, можно ожидать поддержки от компьютера. Это делает игру структурно сложнее, и интереснее. К сожалению, хотя искуственный интеллект может многое, он редко делает это кстати или хорошо. На координированную атаку или организацию обороны его действия похожи слабо. И если в группе солдаты еще как-то взаимодействуют, то между отрядами ничего подобного я не наблюдал. А уж подчиненные главного героя - это вообще болванчики, которыми надо командовать на самом низком уровне. Медик, например, никого в жизни не вылечит без прямого приказа. А чтобы приказать, надо сначала выбрать его кнопкой, потом открыть меню пробелом, потом навести курсор на подстреленного солдата, и затем активировать появившийся в меню пункт лечения. (А еще попробуй наведи этот курсор, когда все юниты бегают вокруг, да друг друга заслоняют.) Вообще, интерфейс игры, как я уже сказал выше, сделан просто отвратительно. Это еще можно было бы терпеть, если игра при использовании разных меню ставилась на паузу, но этого не происходит, поэтому провести какую-то сложную операцию во время боя практически нереально. Да что там операции, просто чтобы выбрать гранату как основное оружие, надо последовательно переключиться между всем оружием в инвентаре! Но даже это можно было бы как-то терпеть, если бы не алгоритм обнаружениям и стрельбы. Дело в том, что NPC замечают чуть ли не все вокруг, вне зависимости от дальности, скорости передвижения и количества окружающих объектов. А трава, кусты и кроны деревьев, насколько я понимаю, им ничуть не мешает целиться и попадать с каких-то неимоверных расстояний. Мой персонаж не раз бывал убит из станкового пулемета на джипе, который едет за грядой деревьев, в километре от него (персонажа). С такими замашками солдат нельзя серьезно говорить о настоящей тактике и реализме. (Хотя автора многих обзоров заливаются о них соловьем.) Я так и не решил, стану ли покупать полную версию ArmA 2. Игра заманивает своими возможностями и способностями AI, но в то же время добивает на редкость кривой реализацией и того, и другого. Если выйдут патчи, которые исправят проблемы из предыдущего абзаца, то тогда, может быть, куплю. Скриншоты: Внутри HUMMV В чистом поле грузовик... Деревенский пейзаж Еще более деревенский пейзаж Коньюктивит? Нет, мошен блур! Внутри вертолета Свет, тени, бамп-мэппинг