КС2

Наш журнал - не продается.
Статьи > Обзоры
Gambler / 2009.07.06

Armed Assault II Demo

Я скачал-таки техгигабайтную демо-версию Arma2, и хочу поделиться своими от нее впечатлениями.

От графики впечатления однозначно хорошие. Картинку игра генерирует красивую, даже на среднем компьютере. Модели, текстуры, тени - все это сделано очень высококачественно. Более того, анимация и спецэффекты сделаны на уровне, так что даже в движении Arma2 смотрится отлично (в отличии от многих современных игр). Скажем, бегущие солдаты именно бегут, а не выглядят так, будто плывут по земле, равномерно перебирая ногами. Пропеллер вертолета при разгоне в какой-то момент расплывается и... короче говоря, ведет себя так, как он выглядит в реальной жизни. Только вот HDR и Bloom режут глаз и мешают - их проще отключить.

Впрочем, это все не столь важно. Намного важнее то, что игровые уровни сделаны по-человечески, и напоминают реальные ландшафты. По крайней мере, это не убого слепленные абсурдности в стиле третьего Фоллаута или второго NWN. Ведь человек посреди деревни чувствует себя и движется не так, как человек в чистом поле или лесу.  Игра передает "ощущение местности" весьма  успешно, и при этом, не смотря на большие карты, не тормозит на моем e4300 c 8800GTS. Иногда, правда, подгружает новые локации, но это длится всего несколько секунд. Вообще, ArmA2 грузится весьма быстро - что тоже качественно отличает ее движек от большинства современных собратьев.

Но если в игре хорошая графика, то значит разработчики наврали с три короба про все остальное, так? Удивительно, но не так! Все что обещали - вроде бы есть. Можно летать, водить машины, участвовать в чужих операциях и командовать, начиная от небольшой группы и заканчивая целой армией. Насчет сюжета, группировок, репутации и стратегической кампании, правда, я ничего сказать не могу - я все-таки пишу про демо-версию. Подозреваю, что все это тоже в наличии. Вот только... это не новый Jagged Alliance 2, которого я ожидал, прочитав описание игры на официальном сайте. Это не Бригада E5. И даже не SWAT4. Это вообще не тактический симулятор, а скорее современный военный шутер, к которому прикрутили очень много элементов командования.

Обьясняю подробнее. Демо-версия ArmA2 состоит из кучи тренировочных миссий, одного "сюжетного" задания и одной миссии типа "захвати три деревни", которая, наверное, рассчитана на онлайновую игру. 

Очень много времени я потратил именно на задания тьюториала, обучаясь управлению, хм, всем и попутно настраивая байндинги кнопок. Учиться есть чему - интерфейс в игре поганенький. Он сложный, не интуитивный, напрочь лишен элегантных решений и весьма плохо приспособлен для использования одновременно с пальбой по врагам в первом лице. Сложность при этом абсолютно несоразмерна с его функциями. В игре активно используются контекстные меню, но они малофункциональны, и к тому же выбор контекста сделан весьма странным образом. Скроллингом мыши (что весьма неудобно) вызывается меню для главного персонажа. Нажатием пробела - простенькое меню для вверенной ему группы. Но чтобы заставить группу делать нечто сложное, надо вызывать одно из десяти(!) тематических меню кнопками 1-0, а потом выбрать соответствующую опцию либо сколлингом и кликом средней кнопки мыши, либо введением еще одной цифры. Последнее означает, что быстро переключаться между меню нельзя, а надо закрывать их бэкспейсом. Более того, далеко не всегда понятно, на что именно указывает курсор (который часто видоизменяется, а то и вообще исчезает) и кто побежит выполнять команду (солдат надо выбирать кнопками F1-F10, каждый раз).

Нет, понятно, что игра реалистичная, но причем тут интерфейс? Реализм зависит от того, что и как происходит в игровом мире, а не вовсе не от того, сколько кнопок заставляют зазубрить игрока. Мне не понять, например, зачем в такой игре  как ArmA2 давать прямое (но при этом криво сделанное) управление техникой. Это же форменное издевательство - вместо того, чтобы думать о тактике, приходится исполнять соло на клавиатуре, чтобы БТР ехал куда надо а вертолет - летел. К счастью, можно посадить за штурвал компьютерного солдата под вашей командой, и просто задать направление. AI, впрочем, рулить тоже ни черта не умеет. Но об этоя я рассказу чуть позже.

Единственный приятный аспект управления - игра дает отдельно биндить удержание кнопок и двойные нажатия. Это действительно полезная возможность, позволяющая на одну и ту же кнопку забить несколько логически связанных действий. В остальном с управлением всё весьма кисло. Руление мышью, например, не работает, потому что рулит она непозволительно слабо, а настроить отдельно чувствительность руля не дают. Кроме того, в меню настроек на экран выползает целый легион действий - многие из которых просто не нужны. Например, есть действие "перебраться через низкое препятствие". Зачем? Для кого? Ведь если персонаж прет на препятствие, можно это сделать и автоматически. От добавления этой глупой кнопки реалистичнее игра на самом деле не становится, потому что суть происходящего на экране неизменна. Или это сделано специально для идиотов, чтобы те думали "вай я какой умный, забор перелез!"?

Ладно, перейду к описанию сюжетной миссии. Она начинается в вертолете. Шум винта. Болтовня солдат. Море вокруг. Приземление. Командир группы говорит: "Передвигаемся. На. Одну. Сотню. Метров. На. Запад." (Дело в том, что многие события комментируются фразами, которые собраны компьютером из отдельных слов. Звучит это омерзительно.) Все солдаты под управлением компьютера бросаются бежать к близстоящей деревне и на подходе к ней рассыпаются по разным закоулкам. Потом начинается пальба. Где враги по большей части непонятно, не смотря на то, что AI комментирует их появление указанием направления, расстояния, типа и количества. Иногда игроку дается приказание завалить отдельного врага, который при этом помечается красным кружком. Кружок видно, врага нет. Потому что он обычно более чем в сотне метров, за несколькими слоями кустов, деревьев и прочих препятствий. 

Действия дружественных персонажей больше напоминают сумбурную, плохо скоординированную беготню, чем штурм объекта группой солдат. Хотя вояки под управлением AI часто говорят про "прикрытие" (и вообще говорят очень много), я чего-то не видел, чтобы они друг друга прикрывали. Часто лезут под пули или разбегаются в разные стороны.

Я пытаюсь поспевать за группой, группа прет вперед. Камера от бега дергается, из-за постпроцессинга ни черта не видно вдалеке (к счастью, дрыганье можно снизить, а постпроцессинг картинки отключить в настройках). Целиться трудно: мышь лихо ускоряется при резких движениях и практически не двигается при плавной наводке. В добавок к этому, насколько я понимаю, резкие движения вызывают мошен блур.

От режима игры, где надо захватывать несколько деревень и базу врагов, впечатления более положительные. Не потому, что тактика боя там радикально меняется. Нет. По-прежнему все куда-то прут, мрут, и ни черта не видно, где враги. Но там дают  командовать своей группой, воюя вместе с другими группами под управлением AI. Начинается все с постройки базы и бараков невидимым генералом. Он же выдает задание, после чего компьютерные лейтенанты тратят свои деньги, и большая часть солдат разбегается и разъезжается в разные стороны - выполнять. Игрок тоже может купить себе оружие, подчиненных с разной экипировкой или технику. Поскольку на базе уже стоит пара хаммеров и один грузовик, можно использовать их. Или подождать, когда какой-то другой лейтенант купит БТР и влезть туда со своей группой, если она небольшая.

* * *

Поиграл подольше, разобрался с некоторыми непонятными до того аспектами. Так сказать, выработал второе впечатление, которое не заменяет, а дополняет первое. 

Игра по-своему весьма интересна. Тут сказываются два фактора. Во-первых, это довольно богатые (для шутера) возможности взаимодействовать с игровым миром. Можно, например, захватить укрепление, купить стационарный пулемет и посадить за него одного из своих подчиненных, чтоб сторожил. Или набить полный грузовик солдат, отвезти их к захваченной врагами деревне, раздать цели, расставить вейпоинты, и потом дать команду к началу операции. Можно лечить, чинить, строить, покупать, прыгать с парашютом, быть пулеметчиком на военном джипе или пилотом вертолета. Во-вторых, сказывается то, что  почти все это может делать и AI, причем как вражеский, так и дружеский. Более того, AI способен к самостоятельным глобальным действиям без скриптов. Поскольку игра ведется на открытых, больших по размеру и весьма реалистичных по своей сути уровнях, это создает множество интересных ситуаций. 

На мой взгляд, главная особенность Arma2 - это взаимодействие с дружественными персонажами, которого были лишены схожие игры в прошлом (Battlezone, например). Наконец-то компьютер не только приказывает или служит игроку, но и выступает иногда с ним "на равных". Соответственно, от игрока уже не всегда требуется единолично победить всех и вся - в некоторых случаях достаточно просто грамотной поддержки. Или, наоборот, можно ожидать поддержки от компьютера. Это делает игру структурно сложнее, и интереснее.

К сожалению, хотя искуственный интеллект может многое, он редко делает это кстати или хорошо. На координированную атаку или организацию обороны его действия похожи слабо. И если в группе солдаты еще как-то взаимодействуют, то между отрядами ничего подобного я не наблюдал. А уж подчиненные главного героя - это вообще болванчики, которыми надо командовать на самом низком уровне. Медик, например, никого в жизни не вылечит без прямого приказа. А чтобы приказать, надо сначала выбрать его кнопкой, потом открыть меню пробелом, потом навести курсор на подстреленного солдата, и затем активировать появившийся в меню пункт лечения. (А еще попробуй наведи этот курсор, когда все юниты бегают вокруг, да друг друга заслоняют.) 

Вообще, интерфейс игры, как я уже сказал выше, сделан просто отвратительно. Это еще можно было бы терпеть, если игра при использовании разных меню ставилась на паузу, но этого не происходит, поэтому провести какую-то сложную операцию во время боя практически нереально. Да что там операции, просто чтобы выбрать гранату как основное оружие, надо последовательно переключиться между всем оружием в инвентаре!

Но даже это можно было бы как-то терпеть, если бы не алгоритм обнаружениям и стрельбы. Дело в том, что NPC замечают чуть ли не все вокруг, вне зависимости от дальности, скорости передвижения и количества окружающих объектов. А трава, кусты и кроны деревьев, насколько я понимаю, им ничуть не мешает целиться и попадать с каких-то неимоверных расстояний. Мой персонаж не раз бывал убит из станкового пулемета на джипе, который едет за грядой деревьев, в километре от него (персонажа). С такими замашками солдат нельзя серьезно говорить о настоящей тактике и реализме. (Хотя автора многих обзоров заливаются о них соловьем.)

Я так и не решил, стану ли покупать полную версию ArmA 2. Игра заманивает своими возможностями и способностями AI, но в то же время добивает на редкость кривой реализацией и того, и другого. Если выйдут патчи, которые исправят проблемы из предыдущего абзаца, то тогда, может быть, куплю.

Скриншоты:
Внутри HUMMV
В чистом поле грузовик...
Деревенский пейзаж
Еще более деревенский пейзаж
Коньюктивит? Нет, мошен блур!
Внутри вертолета
Свет, тени, бамп-мэппинг

Комментарии

АвторКомментарий
Gambler
2009-10-24 09:21:17

Кстати, кто-нибудь играл в Operation Flashpoint 2 (Dragon Rising)? Вроде бы по сути игры похожи, но, говорят, Flashpoint сделан качественнее.

Gambler
2011-03-20 00:02:20

Играю в полную версию Arma2. Патчи вышли, вроде бы много чего поисправляли. Отлично сделанная игра. Дизайн миссий выше всяких похвал.


Комментарии

2020.09.24
Gambler комментирует Squad.
2017.07.30
Gambler комментирует Thimblweed Park.
2017.02.18
Gambler комментирует Soma.
2016.01.14
Gambler комментирует Особенности форумов phpBB.
2015.07.13
Ruberd комментирует Особенности форумов phpBB.
2015.06.16
Gambler комментирует Старьё или Апгрейд номер шесть и даже семь.
2014.11.15
Gambler комментирует Глупая писанина про Dreamfall: Chapters.

Сообщения

2020.12.31
Gambler отвечает на "Что _советуем_ прочитать?"(34).
2019.11.23
Gambler создает "Discord Конкурса"(1).
2019.11.22
Gambler отвечает на "HTC Vive"(7).
2018.09.02
Gambler создает "Блог художника Blackwell and Technobabylon"(1).
2018.06.14
Gambler отвечает на "Алан Кей - некоторые видео"(14).
2018.05.29
Gambler создает "Смотрю прохождение DETROIT BECOME HUMAN и думаю..."(1).
2016.10.30
Gambler отвечает на "Что читаем?"(63).

Комментарии к новостям

2021.04.10
Gambler комментирует Ранний выпуск Colony Ship.
2021.04.09
Ruberd комментирует Ранний выпуск Colony Ship.
2021.02.03
Gambler комментирует Half-Life: Alyx в продаже.
2020.03.24
Gambler комментирует Half-Life: Alyx в продаже.
2020.03.14
Gambler комментирует Неновость: тизер новой игры от Frictional.