Главное Меню |
Статьи > Заметки
Gambler / 2013.08.26
ПрогрессНедавно я был в музее Генри Форда. Не в первый раз, но это был первый визит, когда у меня было время и настроение просто побродить среди экспонатов. Там как раз проходит выставка с тематикой "вид на будущее из прошлого" или что-то в этом роде. Да-да, тот самый ретро-футуризм, но настоящий, вне Фоллаута. Рядом с традиционными паровыми двигателями и генераторами стоял (внутри музея) дом марки Димаксион, играла запить Войны Миров тридцать восьмого года и висели в хронологическом порядке всякие вроде бы знакомые штуковины из прошлого, вроде чайников в стиле модерн из тридцатых годов. Я сделал для себя два вывода. Первый: мне надоели бездари, которые сейчас на каждом углу, в каждом журнале и блоге трындят что-то про прогресс. То про его необходимость, то про его неотвратимость, то про какие-то якобы прогрессивные технологии. Дело не в том, что я пессимист и не верю в дальнейшее развитие науки и техники, вовсе нет. Просто весь этот галдеж ужасно поверхностен и узколоб. На его основе меняет меняет форму рынок потребителей, судорожно дергаются котировки акций, а CEO вливают неимоверные деньги в разной степени обреченности проекты — но при этом пророки прогресса часто не имеют ни инженерного образования, ни навыков дизайна, ни (что, на мой взгляд, важнее всего остального) хоть какого-то кругозора в той области, о которой они пишут. Под кругозором я понимаю две вещи: осведомленность об исторических прецедентах со сходной технологической тематикой и осведомленность о схожих разработках, которые ведутся в параллель. Вот вам хороший тому пример. Я уже много лет слушаю по радио про разные жилищные проблемы. Некоторые каналы просто обожают их мусолить. Здесь дома не могут снести. Там их не могут в нужном количестве построить. Где-то еще подул сильный ветер и все развалилось. В дополнение к тому, не меньшее количество лет я читаю про то, как все становится «зеленым» и «эффективным» или по крайней мере, что все должно таким становиться. И вот нате: ходя по техническому музею я вдруг узнаю, что семьдесят лет назад кто-то сконструировал дом, который производится на фабрике, запросто перевозится в разобранном виде на обычном грузовике, собирается за один день и при этом может пережить средней силы ураган. Более того, Бакминстер Фуллер (изобретатель) уделял особое внимание эффективному использованию места и энергии во время дизайна. То есть фактически дом был сконструирован как раз с учётом тех самых проблем, о котором столь охотно говорят журналисты. Соль в том, что за все годы охов и ахов на смежные темы, я слышал об этом дизайне ровно ноль раз. Бродя посреди древних паровых двигателей и стендов с ружьями восемнадцатого века, я понял еще кое-что. У каждой из этих вещей есть какой-то свой особый стиль, продиктованный не воображением дизайнера, а материалами и нуждами того времени, когда они были сделаны. Я понял, что в большинстве случаев этот стиль мне не встречался ни в играх, ни в аниме, ни даже в фильмах. И это — не смотря на обилие в современной культуре разных вариантов стимпанка, который, в общем-то, знаменит именно старыми пистолетами и паровыми двигателями. Мне кажется, большинство современных художников и дизайнеров, которые вписывают в свои творения подобные артефакты, никогда их вживую не видели. Если задуматься, отсутствие в современной медии каких-то базовых реалий, взятых из нормальной жизни или истории, — поразительный и немного пугающий феномен. Мы сейчас играем и смотрим копии копий в десятом колене. Игра копирует фильм, поставленный по книге, написанной в подражание сказке и так далее. Мы все настолько к этому привыкли, что даже не замечаем. А в редких случаях, когда на экраны каким-то образом просачивается неискаженная реальность, она смотрится там чем-то диким. Комментарии
|
Комментарии2017.07.30 Gambler комментирует Thimblweed Park. 2017.02.18 Gambler комментирует Soma. 2016.01.14 Gambler комментирует Особенности форумов phpBB. 2015.07.13 Ruberd комментирует Особенности форумов phpBB. 2015.06.16 Gambler комментирует Старьё или Апгрейд номер шесть и даже семь. 2014.11.15 Gambler комментирует Глупая писанина про Dreamfall: Chapters. 2014.11.14 Ruberd комментирует Глупая писанина про Dreamfall: Chapters. Сообщения2018.09.02 Gambler создает "Блог художника Blackwell and Technobabylon"(1). 2018.06.14 Gambler отвечает на "Алан Кей - некоторые видео"(14). 2018.05.29 Gambler создает "Смотрю прохождение DETROIT BECOME HUMAN и думаю..."(1). 2017.01.30 Gambler отвечает на "Что _советуем_ прочитать?"(31). 2016.10.30 Gambler отвечает на "Что читаем?"(63). 2016.09.03 Gambler создает "Bheolder - помесь Duneon Keeper и 1984"(1). 2016.07.19 Gambler отвечает на "HTC Vive"(4). Комментарии к новостям2019.01.06 Gambler комментирует Вышла The Eternal Castle. Gambler комментирует НГ №2019.. Gambler комментирует Вышла The Eternal Castle. 2019.01.05 Ruberd комментирует НГ №2019.. 2019.01.02 Gambler комментирует Do Not Feed the Monkeys. |