Статьи > Заметки
Gambler / 2013.08.26

Прогресс

Недавно я был в музее Генри Форда. Не в первый раз, но это был первый визит, когда у меня было время и настроение просто побродить среди экспонатов. Там как раз проходит выставка с тематикой "вид на будущее из прошлого" или что-то в этом роде. Да-да, тот самый ретро-футуризм, но настоящий, вне Фоллаута. 

Рядом с традиционными паровыми двигателями и генераторами стоял (внутри музея) дом марки Димаксион, играла запить Войны Миров тридцать восьмого года и висели в хронологическом порядке всякие вроде бы знакомые штуковины из прошлого, вроде чайников в стиле модерн из тридцатых годов. Я сделал для себя два вывода.

Первый: мне надоели бездари, которые сейчас на каждом углу, в каждом журнале и блоге трындят что-то про прогресс. То про его необходимость, то про его неотвратимость, то про какие-то якобы прогрессивные технологии. Дело не в том, что я пессимист и не верю в дальнейшее развитие науки и техники, вовсе нет. Просто весь этот галдеж ужасно поверхностен и узколоб. На его основе меняет меняет форму рынок потребителей, судорожно дергаются котировки акций, а CEO вливают неимоверные деньги в разной степени обреченности проекты — но при этом пророки прогресса часто не имеют ни инженерного образования, ни навыков дизайна, ни (что, на мой взгляд, важнее всего остального) хоть какого-то кругозора в той области, о которой они пишут. Под кругозором я понимаю две вещи: осведомленность об исторических прецедентах со сходной технологической тематикой и осведомленность о схожих разработках, которые ведутся в параллель.

Вот вам хороший тому пример. Я уже много лет слушаю по радио про разные жилищные проблемы. Некоторые каналы просто обожают их мусолить. Здесь дома не могут снести. Там их не могут в нужном количестве построить. Где-то еще подул сильный ветер и все развалилось. В дополнение к тому, не меньшее количество лет я читаю про то, как все становится «зеленым» и «эффективным» или по крайней мере, что все должно таким становиться. 

И вот нате: ходя по техническому музею я вдруг узнаю, что семьдесят лет назад кто-то сконструировал дом, который производится на фабрике, запросто перевозится в разобранном виде на обычном грузовике, собирается за один день и при этом может пережить средней силы ураган. Более того, Бакминстер Фуллер (изобретатель) уделял особое внимание эффективному использованию места и энергии во время дизайна. То есть фактически дом был сконструирован как раз с учётом тех самых проблем, о котором столь охотно говорят журналисты. Соль в том, что за все годы охов и ахов на смежные темы, я слышал об этом дизайне ровно ноль раз.

Бродя посреди древних паровых двигателей и стендов с ружьями восемнадцатого века, я понял еще кое-что. У каждой из этих вещей есть какой-то свой особый стиль, продиктованный не воображением дизайнера, а материалами и нуждами того времени, когда они были сделаны. Я понял, что в большинстве случаев этот стиль мне не встречался ни в играх, ни в аниме, ни даже в фильмах. И это — не смотря на обилие в современной культуре разных вариантов стимпанка, который, в общем-то, знаменит именно старыми пистолетами и паровыми двигателями. Мне кажется, большинство современных художников и дизайнеров, которые вписывают в свои творения подобные артефакты, никогда их вживую не видели.

Если задуматься, отсутствие в современной медии каких-то базовых реалий, взятых из нормальной жизни или истории, — поразительный и немного пугающий феномен. Мы сейчас играем и смотрим копии копий в десятом колене. Игра копирует фильм, поставленный по книге, написанной в подражание сказке и так далее. Мы все настолько к этому привыкли, что даже не замечаем. А в редких случаях, когда на экраны каким-то образом просачивается неискаженная реальность, она смотрится там чем-то диким.

Комментарии

АвторКомментарий
Ruberd
2013-08-26 14:00:46

Медиа копирует саму себя в какой-то шизоидной струе и неясно по каким причинам. Раньше было намного больше симулирования. В жанре фэнтези с этим нынче особая труба, например, который зациклился на своих собственных тропах и растерял всю архаичность и романтику.

Gambler
2013-08-27 03:47:24
[изменен]

Забавно, что после того как я это написал, но перед тем, как я отредактировал и опубликовал заметку, в интернете появилось два видео на смежные темы.

Во-первых, отличная презентация Виктора Брета (или Брета Виктора?) Будущее программирования. Ситуация с обсуждаемыми идеями очень похожа на ситуацию с Димаксионом. В шестидесятые и в начале семидесятых разные умные люди разработали очень интересные концепции программирования. Не просто на бумаге, а вживую, ввиде рабочих систем. Сорок лет спустя, на нас, словно снег, сыпятся статьи о разных недоваренных "нововведениях", которые в какой-то степени копируют те самые концепции, только вот ни обозреватели, ни новые изобретатели о них никогда не слышали. Возникает вопрос: если никто не знает, что было сорок лет назад, как можно говорить о каком-то прогрессе? Может быть, в шестидесятых идеи были лучше?

Второй ролик касается дизайна на основе фактов, взятых из реальной жизни. Никакого эзотерического сверх знания там нет, но это правильные идеи высказанные уважаемым дизайнером (Джошем Соером). Если судить по играм, то этим правильным идеям практически никто не следует. Наоборот, сейчас считается за особый шик нагромоздить в игре самоочевидных несуразностей - это, мол, мы настолько креативные, что и реальность нам не помеха. (Именно поэтому ландшафты третьего Фоллаута смотрятся как какая-то несуразная поделка из картонных полигонов, в то время как пустыня Нью Вегаса кажется реальной, живой и интересной местностью.)