КС2

Наш журнал - не продается.
Статьи > Обзоры
Asstet / 2005.11.22

Age of Empires 3

Разработчик: Ensemble Studios
Издатель: Microsoft
Жанр: RTS
Режимы одиночной игры: 3 кампании; битва на отдельной карте; битва на пользовательской карте.
Запускали на: 3,2 GHz Pentium, 1024 DDR RAM, GeForce MX5700 256MB RAM.
Количество FPS на максимальных настройках (при отключенных шейдерах и тенях) ~ 50.
При включенных шейдерах и тенях и остальных настройках на максимуме ~ 10fps

Трепетно ожидать игр, и уж тем более их продолжений, становится весьма глупой забавой. Да, к примеру я до сих пор выдаю желаемое за действительное и отказываюсь верить в то, что вывести сиквел дважды (даже трижды, если учесть Age of Mythology) успешной игры на новый уровень, является неразрешимой задачей для Ensemble Studios. Тем не менее, несмотря на чьи-либо мнения и желания, в последнее время всё больше наблюдается тенденция под названием «срубить бабла на бренде», то есть продолжение в лучшем случае оставляют с тем же игровым процессом, а изменяют только внешнее оформление и добавляют пару незамысловатых фич. Этим в свое время злоупотребляли Westwood Studios, штамповавшие одинаковые стратегии в реальном времени с разным внешним оформлением, продавая бесконечно преданным фанатам одно и то же. За что, в общем-то, и поплатились. Этим снова злоупотребили сотрудники Ensemble Studios. Ведь так просто – клепаешь, а продажи всё равно выкатят за пару миллионов, благодаря имени предков.

Пристройки

Каждый пиар к игре состоит, как минимум, из следующих составных:

  • Глубокий сюжет
  • Незабываемый игровой процесс
  • Превосходное графическое исполнение
  • Сказочное звуковое оформление

Узнавать, каких басней понарассказывали профессиональные PR-менеджеры из Микрософта мне хотелось в последнюю очередь, однако уверен – как минимум по двум из четырех вышеприведенных пунктам я попал в точку. Слишком уж эти методы не новы, глупы и смахивают на вранье детей, рассказывающих небылицы лишь бы другие их слушали.

Когда же потенциальный фанат заглядывает внутрь Age of Empires 3, то почему-то (в очередной раз) узнает, что первый пункт - а именно сюжетная линия - создан с превеликим нежеланием. Обычные сюжетные ходы, которые применяются почти во всех играх, без какого-либо стеснения используются здесь в n-ный раз, возведенный в n-ную степень. Ролики между миссиями сводятся исключительно к тому, что «нам нужно того убить, то принести или вон того сопроводить». От игрока, очевидно, ждут того, что он пропустит всю эту тягомотину, сразу приступая к миссиям. Последние же, стоит отдать должное дизайнерам миссий, сделаны настолько разнообразно и затягивающее, насколько позволил сюжет.

Далее наш безликий подопытный фанат… Хотя почему безликий? Давайте назовем его Ляо – в честь самой многочисленной нации на Земле. Ведь наибольшая вероятность, что именно кто-либо из китайцев зайдет почитать эту статью и тут, бац! увидит знакомое имя. Приятно на душе станет...

Так вот, далее Ляо узнает об некоторых особенностях игрового процесса. К примеру, введена новая составляющая – внутреннее убранство городов, которое можно изменять (опция доступна через городской центр). Между миссиями его можно застраивать изнутри с помощью специальных карт, которые появляются по мере прохождения. Это дает различные плюсы – возможность во время игры заказывать ресурсы, крестьян, армии, флот, различные усовершенствования. Конечно, сразу всё взять не дают, ибо тут в дело вступает новый показатель опыта. Чем быстрее он приобретается, тем, соответственно, чаще получится использовать те или иные карты. Опыт дается в основном за убийство противников и постройку торговых точек. Последние строятся как у дороги, через которую проходят торговые пути, так и в поселениях местных туземцев, что дает возможность заполучить в свои ряды индейцев разных племен.

Крестьянам теперь не нужно возвращаться к городскому центру, шахте или мельнице для того, чтобы разгрузить собранные ресурсы. Это отныне выполнено в стиле игры Казаки: ресурсы автоматически добавляются в определенный промежуток времени в зависимости от апгрейда и количества крестьян, которые работают по данной специальности. Сложно сказать, пошло ли это на пользу игре, однако, по-моему, процесс сбора ресурсов добавлял игре разнообразия. Факторы скорости передвижения и грузоподъемности работников играли немаловажную роль - игроки старались строить городские центры как можно ближе к точкам сбора, чтобы плодить меньше шахт с мельницами. Теперь отправь крестьянина хоть на другой конец карты - он всё равно будет работать с тем же успехом. Разница только в возможной опасности.

На графику Ляо, насмотревшись превьюшных скриншотов, наверняка возлагал большие надежды. Однако здесь его постигнет некоторая доля разочарования – всё далеко не так красиво, как в рекламных пресс-релизах. Более того, при включенных шейдерах игра безбожно тормозит даже на компьютерах с достаточно высокой конфигурацией. Впрочем, стоит их только отключить, как fps подскакивают в несколько раз. Сама же графика являет собой очень приятное зрелище, хотя и прилично разнится с пейзажами в превью. Взрывающиеся и ломающиеся на куски (постепенно, после каждого выстрела) здания особенно радуют, не отстают от них и разлетающиеся в верных направлениях юниты – стоит только пальнуть пушкой помощнее.

Существует всего шесть наций. Отличия между ними, как и в АОЕ2, небольшие – внешний вид построек, их функциональность, усовершенствования, а также уникальные юниты и здания. Количество юнитов по сравнению с предыдущей частью игры осталось примерно такое же.

Музыкальное оформление тоже не сильно изменилось – на лицо военно-патриотическая тематика. Как звучала маршевидная музыка на заднем плане, так и продолжает звучать. Ну и пусть, вроде не очень надоедает. Звук ничем плохим не запомнился, разве что порадовал теми же взрывами зданий. А вот озвучка приятно удивила. Русскую нацию, которую разработчики не обошли стороной в этой части, у ES озвучивают… да-да, верно, озвучивают самые настоящие русские. Нет ни малейших дефектов произношения, акцента, говорят на чистом родном. Думаю, не ошибусь, если предположу, что остальные нации тоже озвучивались носителями языка.

Первый итог: сойдет

Ляо останется доволен полученной игрой. Это та же вторая АОЕ2, только в полном 3d и в новой коробке. Терпеливо отстраиваем базу, бесконечно добываем ресурсы, мобилизуем гигантские армии и в предвкушении великих баталий кидаем на врага. Есть сетевой режим для игры с друзьями, в котором обнаружилось меньшее количество настроек, нежели раньше. Есть и искусственные противники – не очень мозговитые, но подойдут и такие.

В общем, поиграем. Сойдет.

Второй итог: преснятина

Разработчики снизили требования к себе настолько, что не выдали ни хита, ни просто отличающейся от других игры. Да, она продается хорошо. Да, многие источники прессы поставят ей девятки из десяток. Однако всё это диктуется больше именем игры, некогда ставшей столпом жанра наравне с Command & Conquer и Warcraft. Имея такого гиганта в качестве издателя, игра в любом случае окупится - благодаря грамотному пиару. А преданный фанат вроде меня, купив АОЕ3, получит, к сожалению, пресный продукт без явных минусов, и без откровенных плюсов, позволяющих хоть как-то выделить этот продукт и поставить на более высокую ступень развития жанра RTS. А ведь так хотелось.

Рейтинг (без рейтинга обзор смотрится не круто): 80%.

Агитка по итогам обзора: чтобы поиграть в самобытные игры, копайтесь на sf.net!


Комментарии

АвторКомментарий
Asstet
2005-11-22 09:51:52
Агитка по итогам обзора: чтобы поиграть в самобытные игры, покупайте Playstation2!
Было изначально. Зачем, Gambler, понадобилось изменять информацию? То же самое, если бы я написал, мол, графика отстой, а ты поправил на графика кул.
Тем более sf.net похоже софтварный сайт...
Gambler
2005-11-22 18:21:35
Потому что это чистой воды пропаганда. На PlayStation 2 много самобытных RTS?

Тем более sf.net похоже софтварный сайт...
Он и есть софтварный, но раздел с играми в нем все же присутствует:
http://sourceforge.net/softwaremap/trove_list.php?form_cat=80
И если поискать, то там можно найти много действительно самобытных пректов. Более того, забесплатно.
Asstet
2005-11-22 21:31:53
Чем пропаганда сайта sf.net лучше?
На ps2 много самобытных игр, как было указано выше, а не ртс. У тебя есть ps2? Сомневаюсь. Как тогда ты можешь судить?
И если поискать, то там можно найти много действительно самобытных пректов. Более того, забесплатно.
Купи ps2 и поиграй в пару наиболее (на мой взгляд) самобытных игр - Shadow of the Colossus и ICO. Если поиграв, ты скажешь, мол, на sf.net есть проекты такого калибра, то я соглашусь с изменением в последней строчке обзора. А пока с твоей стороны продолжается редактирование под названием "я админ, что хочу то и правлю".
Mister_i
2005-11-23 01:41:55
Помнится на первой РS играл в первый Command&Conquer :)
Давно это было, но до сих пор помню: как прикольно.
Grav
2005-11-23 02:00:04
Некоторые замечания (скорее всего, корректору):

"От игрока, очевидно, ждут того, что он пропусти_т_ всю эту тягомотину, сразу приступая к миссиям"

"_в честь самой населенной нации на Земле_" - нация, в отличие от Земли, не может быть населенной; надо: "самой многочисленной"

"_далее Ляо узнает об игровом процессе некоторые особенности_" - надо: "узнает некоторые особенности игрового процесса" или "узнает об игровом процессе нечто особенное"

"военно-патриотичная тематик_а_"
Gambler
2005-11-23 12:20:38
Чем пропаганда сайта sf.net лучше?
За исключением PCшности - ничем, в общем-то. Но это довольно хорошая демонстрация. Если тебе неприятно видеть в своей статье рекламу какого-то непонятного сайта, то мне так же неприятно видеть на PCшных сайтах, которые я посещаю, рекламу каких-то непонятных PS2.

На ps2 много самобытных игр, как было указано выше, а не ртс. У тебя есть ps2? Сомневаюсь. Как тогда ты можешь судить?
А мне не надо судить. У меня нет PS2. Мне она на фиг не нужна, равно как и телевизор.

Если поиграв, ты скажешь, мол, на sf.net есть проекты такого калибра, то я соглашусь с изменением в последней строчке обзора.
На sf.net проекты отличаются не калибром, а тем, что их делают ради интереса. Более того, ты в статье не Shadow of the Colossus и ICO посоветовал, а саму PS2. Поверь, Sony не опухнет c голоду даже без рекламы на Конкурсе.
Asstet
2005-11-23 21:57:04
Если тебе неприятно видеть в своей статье рекламу какого-то непонятного сайта, то мне так же неприятно видеть на PCшных сайтах, которые я посещаю, рекламу каких-то непонятных PS2.
Ясно, весь кс2 значит сводится к лично твоим вкусам?

А мне не надо судить. У меня нет PS2. Мне она на фиг не нужна, равно как и телевизор.
Ну раз не надо судить, зачем было изменять последнее предложение? Вместо редактирования языка, чем занялся Grav, тобой идет не подкрепленное искажение информации.

На sf.net проекты отличаются не калибром, а тем, что их делают ради интереса.
Я ради интереса люблю ковырять в носу.
Сделать самобытную игру для себя (читай, ты ничего не потеряешь), по-мелкому (а-ля пазлл), и сделать самобытную игру за деньги, в сроки и гораздо более серьезную - есть таки небольшая разница.
Поверь, Sony не опухнет c голоду даже без рекламы на Конкурсе.
Смысл не в рекламе, а смысл в равнении. На мой взгляд лучше равняться не на сайт, в котором разработчики что-либо делают ради интереса, в свободное от работы время, а на платформу, на которой выходит достаточно самобытных игр, многие из которых кстати хорошо продаются.
Asstet
2005-11-23 21:58:55
Действительно. Детские ошибки.
Gambler
2005-11-24 05:26:28
Ясно, весь кс2 значит сводится к лично твоим вкусам?
Совет. Отправь обзор приставочной игры на чисто приставочный сайт, где меня нет в редакции. В конце припиши: "Вывод: покупайте PC". Посмотрев на реакцию, можешь продолжить говорить о моих вкусах.

И вообще, если ты так жаждешь самобытности, то за каким интересом тогда играешь в AoE3?
Prosto Ilya
2005-11-24 05:52:23
В конечном счете, прочитав статью в Навигаторе и рецензию Asstet решил не ставить даже демоверсию.
К черту.
Красота ,конечно, это здорово, но хотелось бы еще чего-нибудь...
Asstet
2005-11-24 06:31:14
В конце припиши: "Вывод: покупайте PC". Посмотрев на реакцию, можешь продолжить говорить о моих вкусах.
Что плохого в том, что один человек считает, что на ps2 больше самобытных игр и агитирует людей покупать и ps2 тоже (как сделал сам)?(тем более, возможно я заблуждаюсь, ибо новое часто кажется лучше старого) Я не признаю конкуренцию приставок и писи, ибо они здорово дополняют друг друга. Для меня, можно сказать, открылся новый мир (клево звучит, хехе) игр после покупки этой приставки, хотя я не перестал играть на компе. И потому я сагитировал покупать ps2, а не забрасывать писюк и переходить на приставки. Не врубаюсь в суть войны между писи и приставками, и в смысл правки последней фразы. Кстати, если бы я написал обзор по приставочной игре - эту статью разве бы зарезали?
В принципе можно эту статью перенести в "Рассказы". Там ведь побольше допущений должно быть...
И вообще, если ты так жаждешь самобытности, то за каким интересом тогда играешь в AoE3?
Я старый фанат аое и не мог пропустить третью часть. Немного огорчился и решил написать рецензию.
Да, я жажду самобытности. Но в масштабах полноценной коммерческой игры. А таких - увы, мало. Приходится есть, что дают.
Вот еще Квака 4, к примеру, обычный шутер, но забавная вещь. Поиграть и тупо пострелять - вообще кайф.
Не понял, почему на аге ей влепили такой рейтинг.
Asstet
2005-11-24 06:35:44
Да, в общем-то, это та же АОЕ2 только в 3д. Несложно играть, все пиф-пафы красивы, но, к сожалению, никаких новых ощущений.
p.s. Хотя, если бы не имя, все рецензии были бы выдержаны в более хвалебном тоне.
Gambler
2005-11-25 05:51:58
не признаю конкуренцию приставок и писи
Не признаешь очевидного. Конкуренция есть.

Кстати, если бы я написал обзор по приставочной игре - эту статью разве бы зарезали?
Да, зарезали бы.

Да, я жажду самобытности. Но в масштабах полноценной коммерческой игры.
Значит все же на первом месте все же не самобытность?
Akven
2005-11-28 17:39:14
Наконец-то прочитал обзор. Двоякое ощущение - вроде бы с одной стороны настолько пессимистический тон, настолько всё пресно, плохо и клонировано, что складывается ощущение, что перед тобой совершенно разгромное ревью.
С другой стороны автор сам себя опровергает временами и, выложив кучу дёгтя, потом советует на это не смотреть.
Хотя оно и понятно. Были бы другие разработчики, другое прошлое проекта, другой бренд...
Из плюсов статьи можно отметить то, что при достаточно сумбурном изложении геймплея, всё тем не менее очень понятно. Да и вроде при довольно малом объёме самой статьи впечатление складывается. Ну и скрины, конечно ;-)
Минусы:
Не всё разложено по полочкам, скорее намечено карандашом, статья, имхо, несколько скомканная.
Ход про Ляо не понравился - личные предпочтения, ничего глобального.
Asstet
2005-11-29 07:41:39
С другой стороны автор сам себя опровергает временами и, выложив кучу дёгтя, потом советует на это не смотреть.
Не понял. Поясни, плиз.
Asstet
2005-11-29 07:43:02
Да, и спасибо за комментарий по качеству статьи.
Akven
2005-11-29 16:47:43
Ладно, возможно, я неверно выразился.
В общем для такого достаточно высокого рейтинга статья написана в целом в слишком мрачных тонах, имхо.