КС2

Наш журнал - не продается.

Разбор статьи про Centurion

КонтекстСообщение
Gambler
2004.02.28 00:43:00

Автор: Arik

К сожалению, глобальных стратегий, позволяющих ощутить на себе все тяготы полководца, не так уж и много. Заметьте, я не говорю про какие-нибудь RTS с базой и клепанием на ней юнитов. Также из списка я исключаю и походовые варгеймы, они, безусловно, интересны, но не способны даже близко передать атмосферу большого исторического сражения (такой вариант больше подходит сражениям, начиная, эдак, с первой мировой). Так вот, после подобной фильтрации остается всего несколько достойных игр, и одна из самых ярких - безусловно, Centurion.
Самое любопытное, что ситуация нехватки игр такого направления ощущается до сих пор. Реально, на мой взгляд, сейчас существует только две игры, полностью затмевающая центурион - это Segun и его продолжение Medieval: Total War. Безусловно, здесь гораздо сильнее ощущение глобальных стражений, много больше тактических решений и несравнимо более интересная экономико-политическая система. Однако забудем про эти игры, на дворе 90 год и есть только Centurion.

Все начинается в -275 году, то есть, конечно, в 275 году до Рождества Христова. Рим еще занимает более чем скромное пространство на аппенинском полуострове, так что пространство для расширения имеется. Собственно именно увеличением контролируемых земель и предстоит заняться прежде всего. Захват нейтральных земель - не самое сложное занятие. В крайнем случае, всегда можно сбежать и никаких ответных ударов не последует. Однако так будет продолжаться не вечно, через какое-то время появиться серьезная угроза - Карфаген. Именно с этого момента и можно говорить о полноценном начале игры.

Центурион - это стратегия с ярко выраженной исключительно боевой направленностью. То есть, именно сражения будут основной составляющей игры. Это, возможно правильно, однако хотелось бы все-таки больше разнообразия в дипломатии и экономики. Например, экономика фактически ограничивается установкой уровня дани и наймом/пополнением [Слэш - почти всегда заменяется на или.] отрядов. Маловато будет. Про дипломатию вообще лучше промолчать, она вроде как есть (перед нападением на провинцию можно с ней немного пообщаться), но реально это лишь муляж (договориться все равно практически невозможно, так что можно смело пропускать этот пункт). Впрочем, как я уже сказал, не в этом сила Центуриона, а в сражениях.

Перед каждым сражениям вам предстоит сделать два выбора. Первый - решить, каким способом расставить войска. И, хотя, вручную этого сделать нельзя, имеется достаточное число вариантов, вроде сбалансированного[Сбалансированного чего? Варианта?], с увеличенным левым или правым крылом и клином. Следующий выбор - какой тактики должны придерживаться ваши войска. Здесь опять достаточное число вариантов, причем варианты зависят от вида расстановки войск. Нет смысла перечислять все возможные тактики, назову лишь несколько: обход правой или левой стороной, прорыв центра, окружение по флангам и прочее. Кроме того, если с расстановкой уже ничего не поделаешь, попросту не хватит времени во время боя переставить войска, то команды войскам можно раздать и свои собственные, вызвав паузу в любой удобный момент. Любопытным выглядит способ отдачи приказов войсками[Войска, воскам, войсками...], вы просто натягиваете полоску от вашего войска в нужную точку, для 90 года это выглядит очень изящно. Кроме того, есть еще одна интересная особенность командования войсками - приказы отдаются только в определенной зоне от полководца, никаких раций тогда, естественно, нет, так что приходиться лично присутствовать рядом с нужным местом. Однако стоит помнить, что полководца могут запросто убить, так что приходиться постоянно выбирать баланс между безопасностью и управляемостью войсками.

Не смотря на наглядную систему управления войсками (линия между войском[О, боже...] и местом назначения), есть здесь и серьезные огрехи. Самый главный - можно перемещаться только по двум осям: по горизонтали и вертикали (названия условные, так как поле боя представляется в изометрии). То есть, грубо говоря никаких перемещений по диагонали. Что это означает на практике? Означает это следующее, для того, чтобы напасть на отряд, расположенный наискосок от вас, вам придется сначала подвести его по одной оси, а затем по другой. Выглядит это как-то абсурдно, но внешний вид данного действа не самый большой минус, главная проблема - неудобство управления. Ведь одновременно вам, возможно, придется делать такие реверансы сразу за 5-8[Цифры, если это не какое-нибудь 36567853, лучше писать словами.] отрядов. Так что после проведения массы боев ''вручную'', сражения впоследствии свелись у меня к заданию начальной тактики, а затем, когда нужное расположение четко формируется[cформируется] - передаче управления компьютеру (слава богу, есть такая возможность). Впрочем, хочу отметить, что такой вид управления я выбрал лишь после того, как вволю насытился боями.
Очевидно, что система сражений далека от идеала, однако тактических возможностей дает немало. Например, вы свободно можете смоделировать сражение при Каннах, где Ганнибал при небольшой численности войск, по сравнению с римскимой армией, смог одержать безоговорочную победу, благодаря интересному приему (правда придется переиграть историю и победить римлянами, за Карфаген поиграть не дадут). Он расставил войска, отдав предпочтение краям (сделал их большими в глубину), затем отдал приказ центру выдвинуться вперед и постепенно начать отступать. В результате римские войска, следующие за отступающим центром, вошли в эдакую коробочку, которая еще и закрылась сверху конницей. Так вот, очень похожий вариант тактики есть в стандартном наборе Центуриона, и он вполне эффективно работает.
Впрочем, есть один немаловажный момент, сильно ограничивающий проецирование реальных битв на игровую механику Центуриона. Дело в том, что здесь совершенно не представлено какое-либо влияние ландшафта на ход боевых действий. То есть, абсолютно все сражения проходят на ровной, как лист бумаги поверхности, без каких-либо естественных или искусственных преград. Отсюда - полное отсутствие каких-либо особенностей региона, так что многочисленные битвы на специфических ландшафтах остаются за кадром, а жаль.

Теперь о тактики перейдем к составу войск. Увы, но нет никакой возможности влиять на пропорции ваших солдат, то есть, численность кавалерии и пехоты строго задана типом отряда, которых всего три (даются в зависимости от вашего ранга). Это было бы логично, если бы мы управляли только одним войском, а именно, были бы одним из полководцев, но ведь нам подчиняются все войска, значит хотелось бы иметь и соответствующие полномочия. Не радует также число видов войск, для вас их будет всего два: пехота и конница. Никакого деления на легкую и тяжелую пехоту, и , соответственно никаких дистанционных войск. Впрочем, у ваших врагов еще будут и слоны.
Зато отряды имеют определенный психологический настрой, в зависимости от которого они либо будут отчаянно сражаться до последней капли крови, либо убегут при виде наступающего врага. То есть, мораль отыграна на вполне приличном уровне, и можно разогнать трусливые войска имея меньшие силы.
Не обошли стороной разработчики и морские баталии, впрочем, их реализация весьма символическая и выражается в аркадной дуэли двух флагманов. В результате вести морские баталии не хочется абсолютно, хотя доминирование на море и является достаточно важным стратегическим моментом.

Теперь о том, что может испортить даже самую отличную по концепции игру - о графике. В данном случае нет и намека на какие-то ее серьезные изъяны, напротив все выглядит просто превосходно, особенно если учесть год выхода игры. Наглядная карта, красивейшие пейзажи для сражений, которые меняются в зависимости от местности, претензии есть только к одному - к солдатам. Тоесть, выглядят они вполне сносно, однако бывает очень сложно отличить своих от врагов, ведь при одинаковых видах войск отличие задается парой пикселей другого цвета.

Для отвлечения от серьезных боев есть в Центурионе пара миниигр (хотя сюда можно причислить и морские сражения). Например, можно организовать бои гладиаторов или устроить заезд на колесницах. Вообще то, реализация этих двух вставок не самая лучшая, так что об их целесообразности можно поспорить, однако и то и другое является делом добровольным, так что даже, если они не придутся по душе - ничего страшного.

Так почему же в результате мы имеем превосходную игру, которую хочется назвать не иначе, как образчик жанра. Ведь вполне очевидны многочисленные минусы и моменты, которые могли бы быть реализованы намного лучше. Просто, по странному стечению обстоятельств игра является практически уникальной. Естественно во многом благодаря этому хочется закрыть глаза на недоделки и видеть только плюсы игры, которых и без того хватает. Так что если вы в душе полководец, то просто не сможете пройти мимо данной игры, и совершенно правильно сделаете.

Gambler
2004.02.28 01:14:00

Ты пытаешься сделать текст более связным, используя вводные слова и разные "нейтральные" словосочетания. Это неправильный подход. Письменная речь должна быть связной сама по себе. Сомневаюсь, что в реальном разговоре ты в каждое второе предложение вставляешь "конечно", "собственно" или "впрочем". Так что постарайся приблизить свой стиль письма ближе к стилю собственной устной речи.

Asstet
2004.02.28 02:16:00

Чья статья-то?

Prosto Ilya
2004.02.28 11:41:00

Хочется сказать (и говорю) автору "спасибо". А то ,признаться, и не знал что за игра. Теперь обязательно раскопаю. И ознакомлюсь.

Arik
2004.02.28 12:11:00

Спасибо за разбор, приму к сведению на будущее. Вводные слова - это действительно моя беда.

Для Prosto Ilya. Чтобы не мучиться с раскапыванием - вот адресок:
http://gameshistory.narod.ru/games/view/centurion.htm

Prosto Ilya
2004.02.28 12:47:00

Благодарствую.

Gambler
2004.02.28 21:27:00

Хороший у тебя сайт, Arik. Он даже сподвиг меня на подключение модуля ссылок.

См. соотв. раздел.
Purple Hood
2004.02.29 02:40:00

2 Asstet: Там в самом начале указано... Но, если не нашёл, то Arik... >)

Asstet
2004.02.29 03:14:00

Asstet: Там в самом начале указано... Но, если не нашёл, то Arik... >)

Когда я задавал вопрос, автор не был указан.