КС2

Наш журнал - не продается.
Статьи > Обзоры
Arik / 2004.02.27

Большой армии - большие победы

Игра: Centurion: Defender of Rome
Жанр: Strategy
Разработчик: Kelly Beck
Год издания: 1990 г.
Видеорежимы: VGA

К сожалению, глобальных стратегий, позволяющих ощутить на себе все тяготы полководца, не так уж и много. Заметьте, я не говорю про какие-нибудь RTS с базой и клепанием на ней юнитов. Также из списка я исключаю походовые варгеймы — они, безусловно, интересны, но не способны даже отчасти передать атмосферу большой исторической бивы (такой жанр больше подходит сражениям, начиная, эдак, с первой мировой). Так вот, после подобной фильтрации остается всего несколько достойных игр, и одна из самых ярких — безусловно, Centurion.

Самое любопытное, что ситуация нехватки игр такого направления ощущается до сих пор. Реально, на мой взгляд, сейчас существует только две игры, полностью затмевающие Центурион — это Shogun и его продолжение Medieval: Total War. Безусловно, в них гораздо сильнее ощущение глобальных сражений, много больше тактических решений и несравнимо более интересная экономико-политическая система. Однако забудем про эти игры, и представим, что на дворе 90й год, и есть только Centurion.

Все начинается в минус 275 году, то есть в 275 году до Рождества Христова. Рим еще занимает более чем скромное пространство на Аппенинском полуострове, так что пространство для расширения имеется. Собственно, именно увеличением контролируемых земель и предстоит заняться прежде всего. Захват нейтральных земель — не самое сложное занятие. В крайнем случае всегда можно сбежать и никаких ответных ударов не последует. Однако так будет продолжаться не вечно, и через какое-то время появится серьезная угроза — Карфаген. Именно с этого момента можно говорить о полноценном начале игры.

Центурион — стратегия с ярко выраженной, исключительно боевой направленностью. Именно сражения будут основной составляющей игры. Это, возможно, правильно, однако иногда хочется большего разнообразия в дипломатии и экономике. Последняя, фактически, ограничивается установкой уровня дани и наймом или пополнением отрядов. Маловато будет. Про дипломатию вообще лучше бы промолчать. Она вроде как есть (перед нападением на провинцию можно с ней немного пообщаться), но реально это лишь муляж — договориться все равно практически невозможно, так что можно смело пропускать этот пункт. Впрочем, как я уже сказал, не в этом сила Центуриона, а в сражениях.

Перед каждым из них вам предстоит сделать два выбора. Первый — решить, каким способом расставить войска. И хотя вручную этого сделать нельзя, имеется достаточное число вариантов строя, вроде сбалансированного, клинообразного и с увеличенным левым или правым флангом. После принятия первого решения вам предстоит выбрать, какой тактики должны придерживаться ваши войска. Опять же, дается достаточно большое число вариантов, причем варианты зависят от вида расстановки войск. Нет смысла перечислять их все, назову лишь несколько: возможен обход правой или левой стороной, прорыв центра, окружение по флангам и многое другое. Кроме того, если с расстановкой во время боя уже ничего не поделаешь (попросту не хватит времени), то команды войскам можно раздавать и свои собственные, вызвав паузу в любой удобный момент.

Любопытно выглядит способ отдачи приказов: вы просто натягиваете полоску от вашего войска до нужной точки. Для 90го года это решение выглядит очень изящно. Есть и еще одна интересная особенность командования войсками — приказы отдаются только в определенной зоне от полководца. Никаких раций тогда, естественно, не было, так что необходимо было личное присутствие. Однако стоит помнить, что полководца могут запросто убить, так что приходится постоянно выбирать баланс между безопасностью и управляемостью войсками.

Несмотря на наглядность системы управления, есть в ней и серьезные огрехи. Самый главный — можно перемещаться только по двум осям: по горизонтали и вертикали (названия условные, так как поле боя представляется в изометрии). То есть, грубо говоря, никаких диагоналей. Что это означает на практике? Означает это следующее: для того, чтобы напасть на отряд, расположенный наискосок от вас, вам придется сначала подвести ваших воинов по одной оси, а затем по другой. Выглядит это как-то абсурдно, но внешний вид данного действа не самый большой минус. Главная проблема — неудобство управления. Ведь одновременно вам, возможно, придется делать такие реверансы сразу за 5-8 отрядов. Так что после проведения массы боев ''вручную'' сражения свелись у меня к заданию начальной тактики, и, когда нужное расположение четко формируется, передаче управления компьютеру (слава богу, есть такая возможность). Впрочем, хочу отметить, что такой вид управления я выбрал лишь после того, как вволю насытился боями.

Очевидно, что система сражений далека от идеала, однако тактических возможностей дает немало. Например, вы свободно можете смоделировать сражение при Каннах, где Ганнибал, при небольшой численности войск, по сравнению с римской армией, смог одержать безоговорочную победу, благодаря интересному приему (правда, вам придется переиграть историю и победить римлянами — за Карфаген поиграть не дадут). Он расставил войска, отдав предпочтение краям (сделал их большими в глубину), затем отдал приказ центру выдвинуться вперед и постепенно начать отступать. В результате римские войска, следующие за отступающим центром, вошли в эдакую коробочку, которая еще и закрылась сверху конницей. Так вот, очень похожий вариант тактики есть в стандартном наборе Центуриона, и он вполне эффективно работает.

Впрочем, есть один немаловажный момент, сильно ограничивающий проецирование реальных битв на игровую механику Центуриона. Дело в том, что здесь совершенно не представлено какое-либо влияние ландшафта на ход боевых действий. То есть, абсолютно все сражения проходят на ровной, как лист бумаги, поверхности без каких-либо естественных или искусственных преград. Отсюда — полное отсутствие каких-либо особенностей регионов, так что многочисленные битвы на специфических ландшафтах остаются за кадром. А жаль.

Теперь от тактики перейдем к составу войск. Увы, но нет никакой возможности влиять на пропорции ваших солдат. То есть численность кавалерии и пехоты задается типами отряда, которых всего три (даются в зависимости от вашего ранга). Это было бы логично, если бы мы управляли только одним войском, то есть были бы одним из полководцев. Но ведь нам подчиняется вся армия, и хотелось бы иметь соответствующие полномочия. Не радует также разнообразие войск. Для вас их будет всего два вида: пехота и конница. Никакого деления на легкую и тяжелую пехоту, и, соответственно, никаких дистанционных войск. Впрочем, у ваших врагов еще будут и слоны.

Зато отряды имеют определенный психологический настрой, в зависимости от которого они будут либо отчаянно сражаться до последней капли крови, либо убегут при виде наступающего врага. То есть мораль отыграна на вполне приличном уровне, и можно разогнать трусливые войска, имея меньшие силы.

Не обошли стороной разработчики и морские баталии, впрочем, их реализация весьма символическая и выражается в аркадной дуэли двух флагманов. В результате вести наводные сражения не хочется абсолютно, хотя доминирование в море является достаточно важным стратегическим моментом.

Теперь о том, что может испортить даже самую отличную по концепции игру — о графике. В данном случае нет и намека на какие-то ее серьезные изъяны. Напротив, все выглядит просто превосходно, особенно если учесть год выхода игры. Наглядная карта, красивейшие пейзажи для сражений, которые меняются в зависимости от местности… Претензии есть только к одному — к солдатам. То есть выглядят они вполне сносно, однако бывает очень сложно отличить своих от врагов, ведь при одинаковых видах войск отличие задается лишь парой пикселей другого цвета.

Для отвлечения от серьезных боев есть в Центурионе пара миниигр (к ним, наверное, можно причислить и морские сражения). Например, можно организовать бои гладиаторов или устроить заезд на колесницах. Вообще-то реализация этих двух вставок не самая лучшая, так что об их целесообразности можно поспорить, однако и то и другое является делом добровольным, так что даже если они не придутся по душе — ничего страшного.

Так почему же в результате мы имеем превосходную игру, которую хочется назвать не иначе, как образчик жанра? Ведь вполне очевидны многочисленные минусы и моменты, которые могли бы быть реализованы намного лучше. Просто по странному стечению обстоятельств Centurion практически уникален. Во многом благодаря этому хочется закрыть глаза на недоделки и видеть только плюсы игры, которых, к счастью, хватает. Так что если вы в душе полководец, вы не должны проходить мимо этой стратегии.

Gambler: Вообще, неплохо. Сперва у меня даже появилось желание поставить какую-то оценку. Но потом выяснилось, что стилистика на костылях, коими являются вводные слова. Да и просто криво построенных предложений в статье многовато. Вскоре выложу разбор материала на форум.

Комментарии

АвторКомментарий
Asstet
2004-02-29 12:44:25
Ну, да, информативно. Ну, да, читать можно. Тока вот скучно, грузно написано. Хотя догадываюсь, что статья писалась в основном для своего сайта и лишней его рекламы, поэтому информативность превалировала над легкостью.
Arik
2004-02-29 22:56:24
В основном для сайта - да, для лишней рекламы - нет. Тут ведь ссылок на мой сайт нигде не приводиться.
Asstet
2004-03-01 04:31:31
Весело. Добавил коммент - а он исчез. Повторю.
В разделе ССЫЛКИ есть твой сайт.
Уксус
2004-03-02 05:38:09
ИМХО - слишком сухо. Для библиотеки - в самый раз...;-))
Purple Hood
2004-03-02 10:44:51

Оригинально... Затем - о статье...

2 Asstet: При чём здесь раздел "Ссылки"? В статье сайта нету...

На счёт статьи... Впринципе, действительно информативно, что не может не являться одним из главных аспектов... А что касательно лёгкости/весёлости и прочего... Ну, да, статья серьёзно написана, в справочном тоне, так сказать... Скорее, для тех, кого интересует игра, а не для того, кто забавы ради решил прочитать... Конечно, это минус, но не то, что бы большой... Просто, узконаправленная статья...
Grav
2004-03-02 23:45:37
Комментарий удалил я.
Сайт в ссылки добавил Gambler, он нашёл его в userinfo Arik'а и ему сайт понравился.

Комментируйте, пожалуйста, статьи, а для флейма можно и тему в форуме создать.
Asstet
2004-03-03 01:40:43
Ну, если удалили, то хотя б сообщили что и почему. На форуме вполне можно было б соответствующую ветку создать. Я бы и не парился.
2 Арик: честно говоря, это лучше, чем перегруженность всякими фразеологизмо-варваризмами. Но все равно, хотелось бы побольше позитива.

Комментарии

2020.09.24
Gambler комментирует Squad.
2017.07.30
Gambler комментирует Thimblweed Park.
2017.02.18
Gambler комментирует Soma.
2016.01.14
Gambler комментирует Особенности форумов phpBB.
2015.07.13
Ruberd комментирует Особенности форумов phpBB.
2015.06.16
Gambler комментирует Старьё или Апгрейд номер шесть и даже семь.
2014.11.15
Gambler комментирует Глупая писанина про Dreamfall: Chapters.

Сообщения

2022.04.04
Gambler отвечает на "Что _советуем_ прочитать?"(35).
2019.11.23
Gambler создает "Discord Конкурса"(1).
2019.11.22
Gambler отвечает на "HTC Vive"(7).
2018.09.02
Gambler создает "Блог художника Blackwell and Technobabylon"(1).
2018.06.14
Gambler отвечает на "Алан Кей - некоторые видео"(14).
2018.05.29
Gambler создает "Смотрю прохождение DETROIT BECOME HUMAN и думаю..."(1).
2016.10.30
Gambler отвечает на "Что читаем?"(63).

Комментарии к новостям

2023.12.20
Gambler комментирует Вышел Jagged Alliance 3.
2023.08.22
Gambler комментирует Вышел Jagged Alliance 3.
2022.06.15
Gambler комментирует Выпущена демо-версия Old Skies.
2021.04.10
Gambler комментирует Ранний выпуск Colony Ship.
2021.04.09
Ruberd комментирует Ранний выпуск Colony Ship.