Статьи > Обзоры
Gambler / 2014.05.12

Arkham City

Я давно уже перестал быть фанатом супергероев. В последнее время они меня, скорее, раздражают, как стая мух летающих ночью по комнате. Из-за фильмов, фанатов, сопутствующей им субкультуры и еще про многим причинам. Так что Аркхам Сити я купил не из-за любви к тематике и даже не из-за хороших обзоров, а скорее по причине общего моего обыдления. На удивление, игра оказалась весьма необычной. Я ожидал чего-то коридорного, вызывающего легкую клаустрофобию и зацикленного, как это часто бывает на приставках. Оказалось, Бэтман свободно передвигается по нехилых размеров району города и делает в рамках игры целую кучу разных вещей. В этом плане Аркхам Сити напоминает старые адвентюры. Скажем, в LBA главный герой мог и драться, и выделывать акробатические финты, но ни то, ни другое не было основным компонентом игрового процесса. Процесс этот складывался из всего сразу - начиная магией и заканчивая полетами на реактивном ранце. Тут ситуация схожая. Бэтман иногда машет кулаками, иногда взламывает системы безопасности, но нас не изматывают каким-то одним универсальными заполнителем времени. Более того, по мере прохождения возможности героя расширяются, благодаря разным апгрейдам, а игра продолжает подкидывать нам незнакомые, требующие нового поведения ситуации. Иногда это побочные "квесты", иногда просто участки основного сюжета. Все это весьма грамотно организовано, и даже не очень наиграно, если принять во внимание жанр первоисточника. 

Пример навскидку: я дерусь с очередной группой гопоты, куда-то спешу, как вдруг рядом начинает звонить таксофон. Сразу кинуться искать я его, естественно не могу, а когда на ногах не стоит не один из моих противников звонок смолкает. Этих таксофонов я до того момента видел с дюжину, и вообще на них внимания не обращал, принимая за статичную декорацию. Интересно. Кто звонил? Кому? Можно ли поднять трубку?

Пример этот показывает, что, во-первых, игра успешно симулирует целостный  мир, где объекты и события вплетены в дизайн улиц и помещений. Во-вторых, что в многие вещи в Аркхаме происходят как бы сами по себе и нас не очень-то ждут. Это, конечно, не Мор (Утопия), но по крайней мере иллюзия спонтанности событий создана успешно. Перебираясь из точки А в точку Б для каких-то своих целей, вы никогда не знаете загодя, что вам встретится по пути. Или не очень по пути. Иногда интересные события видно издалека, нам о них говорят по радио или мы просто подслушиваем какие-то важные разговоры с помощью своего снаряжения.

Тут стоит заметить, что главный герой передвигается во всех трех измерениях и несколькими способами. Можно ходить, бегать, прыгать, лазить, даже висеть вниз головой, но когда нужно передвигаться быстро, мы либо пользуемся дальнобойной клешней на тросике, либо планируем на поддельных крыльях. Соответственно, Бэтман много времени проводит где-то там, сверху, и передвигается по Аркхаму с большой скоростью. Это позволяет нам увидеть намного больше всякой всячины, чем увидел бы пешеход. А поскольку нам к тому же даны перехватчик радиосвязи и усилитель звука, то мы еще подслушиваем по пути множество разговоров. Из-за наплыва информации иногда складывается впечатление, которое так удачно создал Кристофер Нолан в Темном рыцаре - что основной противник Бэтмана это не какой-то там злодей, а масштаб и общий хаос происходящего. Но настоящих таймеров в игре не очень много, так что часто нам безнаказанно позволяют позабыть о текущем квесте и свернуть на какую-то стороннюю тропку ради праздного любопытства и опыта.

Ага, в игре есть псевдоролевая система с опытом, уровнями и возможностью "покупать" за эти уровни новые умения, броню и устройства. Дополнительная мотивация. К счастью, какие-то вещи можно раздобыть только в рамках сюжета и квестов. Я говорю "к счастью", потому что в Аркхам сити вообще много таких мотиваторов для игроков разного типа. Для любителей головоломок есть разбросанные по всему городу задачки от Риддлера. Для коллекционеров виртуального барахла есть весьма развитая система достижений, которая постепенно раскрывает новые концепты, модели, описания и даже мини-уровни, про которые я расскажу немного позже. С одной стороны, все это сделано довольно качественно и более-менее интегрировано с общей игровой системой. Скажем, упомянутые выше задачки связаны с определенным квестом и требуют использования множества умений и устройств.  С другой стороны, все эти мотиваторы не очень вяжутся с тоном и сутью происходящего в основном сюжете. Хотя про это уже все забыли, прокачка умений в ролевых играх символизировала обучение персонажей во время длительного, трудного путешествия. С какой стати Бэтман, который с самого начала неимоверно крут, вдруг учится нескольким новым примам боя за одну ночь?

Приемов в игре и так хватило бы на средней сложности аркадный файтер. (Которым Аркхам в какой-то мере и является.) Нам даны несколько видов атак, многие из которых ведут себя по-разному в зависимости от типа, расположения и статуса врагов. Есть контратаки, блоки и способы уворачиваться от холодного оружия. Есть комбо и состояние ража, а так же возможность использовать разные устройства. Лично мне в этой системе больше всего нравится не столько разнообразие возможных атак, сколько их интерактивность. Многие действия очень сильно зависят от контекста, вплоть до того, что противники швыряются поднятыми с земли объектами, а Бэтман, после своевременного нажатия кнопки, может перехватить их и швырнуть обратно. Когда во время драки происходят столь сложные взаимодействия, становится ясно, что система удалась.

На случаи когда у головорезов много огнестрельного оружия или когда они держат заложников, есть еще стелс. Бэтман может, как это принято, прятаться за укрытиями, залезать в водостоки и висеть на карнизах. Однако он, естественно, не пользуется снайперской винтовкой или дротиками со снотворным, поэтому вырубить целую толпу противников просто стреляя из удобной позиции невозможно. Не дают нам и оглушить кого-то "неожиданно" выскочив перед ними из-за угла. Чтобы обезвредить врага в один прием, необходимо подобраться к нему незамеченным. Простой вариант - подкрасться со спины. Но Бэтман может к тому же атаковать с карнизов, бросать людей (привязав их за ногу) через перила крыш и мостов, выскакивать из люков и так далее. Некоторые атаки бесшумны, некоторые наоборот сделаны, чтобы привлечь внимание. Соль в том, что если вас засекли, все эти хитрости не работают, и надо опять "исчезнуть", улетев куда-то в темноту. Благодаря такой динамике, игра поощряет неожиданность и быстрое передвижение по уровням. Выскочили, вырубили, исчезли. Это намного интереснее и логичнее, чем занудная игра в прятки а-ля Human Revolution или Alpha Protocol.

Одна беда - иногда все это слишком просто. И драки, и стелс. Бэтман не устает от рукоприкладства, его многочисленные устройства автоматически перезаряжаются через какое-то время, так что даже толпу стандартных противников можно перебороть просто диким напором разных атак. К тому же в особом режиме главный герой может видеть и слышать сквозь стены, поэтому позиции всех головорезов нам известны заранее. Впрочем, даже легкие драки в игре нельзя назвать скучными. Просто они являются больше развлечением, чем серьезным препятствием. А иногда игра подбрасывают нам и достойных противников. В Аркхаме я нашел первого на моей памяти босса, с которым надо бороться не идиотскими аркадными финтами, а используя скрытность и особенности своего окружения. Это было интересно.

Ну вот, я поверхностно описал основные аспекты игровой динамики. Пересказывать куски сюжета не хочется. Он в меру интересен, но до фильмов Нолана по осмысленности, конечно, не дотягивает. В нем слишком много от комиксов. Аркхам битком набит знакомыми злодеями и персонажами, и на взаимодействии с ними основано очень многое. Например, немаловажную роль в сюжете играет Женщина-кошка, которой мы даже в некоторых эпизодах управляем. У нее есть свои цели, свои возможности и свои трофеи для собирательства. 

Это еще один пример того, что игра захватывает не каким-то одним аспектом типа прокачки, а общим разнообразием происходящего. Интересно даже просто передвигаться по городу, исследовать новые его регионы. Это вам не третий Фоллаут с его бурой пустыней и кубическими руинами Вашингтона. В игре есть настоящая архитектура и ландшафты: небоскребы, заводы, маяки, водные массивы, куча больших зданий, куда можно зайти, и которые выглядят по-разному, как внутри так и снаружи. 

Приятно и то, что здания с персонажами не одноразовые. Мы часто посещаем знакомые места по нескольку раз и встречаем персонажей в разных ситуациях. Даже прибамбасы Бэтмана подчиняются тому же принципу - почти все из них можно использовать по-разному в зависимости от контекста. Скажем, клешня служит для подъема на крыши, но так же для обезоруживания противников, для навигации на плавучих объектах и, после апгрейда, для разгона во время полетов. Для меня такое всегда служило признаком качественного дизайна. Верно и обратное: проводя расследования, мы часто попадаем в ситуации, которые заставляют нас действовать неформатно и использовать способности героя как-то по-новому.

В Архам Сити столько всякой всячины, что даже пройдя игру несколько сторонних квестов я так и не раскрыл. То есть один квест я просто не завершил, а некоторые даже на нашел, о чем свидетельствуют пустые ячейки в определенной таблице. Поскольку такие миссии обычно достаточно объемисты, это, наверное, несколько пропущенных часов содержимого. Насколько я понимаю, именно поэтому после завершения игра предлагает пройтись по сюжету вторично, на этот раз с более продвинутыми врагами и полностью проапгрейженным Бэтманом. Даже если повторно играть не хочется, есть еще маленькие самодостаточные уровни (для Бэтмана и Женщины-кошки) где можно драться с противниками или использовать скрытность в каких-то миссиях.

Все для всех. В игре не хватает только симулятора Бэтмобиля. Шучу. На самом деле в игре не хватает осмысленных идей для сюжета. Все остальное, включая графику, анимацию, музыку, звуки и общий дизайн сделано на высочайшем уровне. Даже управление для PC сделали по-человечески, а не просто портировали с приставок.

Комментарии

АвторКомментарий
Gambler
2014-05-12 01:58:55
[изменен]

Кому нужны своевременные обзоры от людей, которые играли в первую часть серии? Нате, вот вам уникальная перспектива три года спустя, хех. А ведь я купил игру сразу после релиза. И статью начал писать не намного позже. Эх, время, время. Неправильный стиль жизни и неправильное его восприятие ведут к тому, что оно слишком быстро летит.

Ruberd
2014-05-17 19:59:54

Неплохая серия игр, но персонажи и сюжет мультика 92 года были и то интереснее. "Во всем виноват Джокер" и т.д.