Вход
За гранью добра и зла
К черту выверенность слога и мысли, пора написать что-то и для себя. В смысле, так, чтобы процесс этот не очень действовал на нервы. А то в последнее время (можно даже сказать в последние несколько лет) почти каждая статья давалась мне не иначе как титаническими усилиями. В общем, пока железо горячо спешу выковать вам обзор на Beyound Good and Evil, только что мною пройденную. В предыдущей статье я говорил про потенциал, который проворонили создатели Giants: Citizen Kabuto. Возможно, надо было говорить не про то. У некоторых людей в игровой индустрии есть талант. Умение делать красивые модели. Умение писать диалоги. Способность придумать и воплотить в жизнь приятную игровую систему. Эти таланты всегда с ними, и если вы таких людей найдете и соберете в команду, они вам сделают нечто очень качественное. Но есть небольшая проблема: таланты - это одно, а идеи - совсем другое. В иных играх модели не очень хорошие, игровая система немного странная, диалоги звучат не совсем по-людски, но за всем этим видна какая-то суть, все это служит какой-то общей цели, которая искупает присутствующие недочеты. Проходя такие игры, ощущаешь: разработчики знали что делали, видели недочеты в своей работе и как могли с ними боролись на пути к воплощению какого-то образа. Например, Dwarf Fortress - это игра именно такого типа. Мор (Утопия) - тоже. А вот Beyound Good and Evil была сделана как раз командой талантливых людей, которые однако никуда конкретно не стремились. Я прочитал про нее, наверное, больше хвалебных обзоров, чем про любую другую игру. Обзоров не просто позитивных, но позитивных почти полностью и безусловно, что для жанра адвентюр весьма необычно. Однако купил я BGE только одиннадцать дней назад. Потому что это консольный экшен-адвенчер, и хвалили его не в том ключе, чтобы развеять мои стандартные опасения по поводу жанра. Впрочем, консолькность и аркадные элементы игру не сильно портят. Даже больше того, в игре есть что-то от хороших PCшных квестов. Могу сказать что: мир, который сделан так, будто он продолжается и за границами видимых на экране локаций. По своей силе это ощущение почти как в The Longest Journey. Почти. Населенных, высокоинтерактивных локаций в игре не так уж много, но они сделаны качественно. Мы посещаем их регулярно и по ходу сюжета там происходят разные изменения. Кроме того, разработчики много думали о мелочах. Они не только есть, их не только много, но ко всему прочему эти мелочи гармонируют с игровым процессом, и связывают разные аспекты мира воедино. В баре основного города BGE сидят те самые гонщики, с которыми вы можете потягаться на трассах. А на стене висит табло, где высвечиваются рекордные результаты заездов. В Магазине моржа-китайца, где мы покупаем всякие хитрые приспособления, стоит аквариум. В нем плавает рыбина, которую можно сфотографировать для получения гонорара (об этом - далее). Все как-то взаимосвязано. Вообще, действие игры происходит на планете Хилис, во вселенной, где смешаны легкий футуризм и некая мультяшность. От футуризма - космические корабли, пришельцы, силовые поля и прочие высокие технологии. От мультиков - яркие краски, дирижабли, немного фривольное обращение с высокими технологиями и, конечно, антропоморфные животные. Авторы игры упоминают работы Миядзаки как один из источников вдохновения. Я могу привести другую аналогию, не залезая в дебри японской культуры: игра во многом похожа на Little Big Adventure, так же известную как Relentless. По сюжету на Хилис регулярно совершают налеты некие ДомЗы (DomZ). Кто такие - даже после прохождения я не понял, но по сути своей какие-то монстры-пришельцы, похищающие людей и увлекающиеся генной инженерией. Игра начинается как раз с одного из налетов, и вообще мы боремся с ДомЗами на протяжении всего сюжета. Мы - это в смысле главная героиня, Джейд. Спортсменка, комсомолка, красавица. Ну или что-то вроде того. Фотожурналист с замашками нинзя. Живет со своим дядей-свинтусом в башне маяка. Вместе они содержат там приют для детей, которых война с ДомЗами лишила родителей. Но это лирика, к тому же я не хочу пересказывать сюжет. Для этого читайте другие издания. Давайте лучше про игровой процесс. Поскольку Джейд фоторепортер, работа камерой составляет важную его часть. Во-первых, нам платят за составление каталога животных планеты. Во-вторых, многие задачи в игре имеют конечной целью сбор компромата, то есть компрометирующих снимков. В-третьих, камера имеет встроенный распознаватель объектов и служит в качестве бинокля. В-четвертых, с ее помощью можно посылать на базу снимки замков для расшифровки пропускного кода. И так далее. Правда, я не хочу создать ложное впечатление, что BGE - это узколобый симулятор фотографа. Нет, мы ходим по игровому миру, говорим с людьми и прочими созданиями, берем какие-то вещи себе в инвентарь, манипулируем окружающими предметами, чтобы куда-то пробраться. Иногда - деремся, крадемся по вражеским базам или занимается аркадной акробатикой. Вражеские локации, в отличии от остального мира, весьма линейны и сделаны синтетически, то есть подогнаны именно под наше прохождение, а не под нужды врага. Они больше похожи на лабиринты с рычагами, кнопками и платформами, чем на жилые или рабочие помещения. Однако какую-то разумную грань разработчики в дизайне не переступили, и синтетика, хотя заметна, не очень мозолит глаза. Более того, проблемы и приемы прохождения постоянно меняются. Тут надо увернуться от шатающегося кабеля под электричеством, там надо загнать робота в электрический забор, еще где-то - пододвинуть куда следует ящик. Занудных повторений, равно как и излишней беготни по пустым или уже пройденным коридорам в игре нет так что все это даже немного интересно. Более того, если взяться проходить знакомую зону дважды, то во второй раз это получается на порядок быстрее. Значит, важнее всего - понять как именно надо действовать. Я не зря сказал "если взяться", говоря о повторном прохождении. Сохраняться в игре можно только у специальных компьютеров, однако когда здоровье Джейд или ее спутников подходит к нулю, игра автоматически откатывается немного назад, позволяя заново попытаться пройти тот же участок. Участки эти не очень большие, так что я не наблюдал ситуаций, где надо в пятый раз тратить н-цать минут на прохождение до тошноты знакомых катакомб. А чтобы игрок все-таки не зевал, BGE не дает после таких перескоков во времени максимум здоровья, отнимая процентов двадцать. Опять же, не хочу создать об игре ложного впечатления. В ней есть что-то от платформеров, но этого мало. За гранью добра и зла представляет собой относительно цельный мир, который разделен именно на локации (куда мы заходим), а не на уровни (куда нас забрасывают). И хотя иногда приходится лазить или прыгать, сорваться в какую-нибудь пропасть игра не дает. И не смотря на то, что базы врагов синтетические, они в то же время весьма интерактивны и постоянно подбрасывают вам небольшие задачки, которые надо решить для продвижения вперед или для добычи разных бонусных штуковин. Кстати, для решения задачек весьма часто приходится прибегать к помощи ваших спутников. Это еще одна приятная черта Beyond Good and Evil - по большей части Джейд ходит по миру в чьей-то компании. Причем сопровождающие ее персонажи имеют весьма сложные модели поведения. У них есть свой инвентарь и здоровье. Они принимают участие в боях, а так же могут по вашему указанию выполнять какие-то действя. Наконец, при желании с ними можно поговорить, а иногда они сами дают вам дельные советы и вообще комментируют происходящее. К счастью, Джейд не страдает болезнью Фримана, и обмены репликами звучат весьма натурально. Сразу видно, что главный персонаж - часть динамичного игрового мира, а не какой-то хрен с горы, который шатается среди театральных декораций. Ощущение живого мира усиливается и тем, что мы не телепортируемся по нему непонятным образом, а ездим на лодке. Точнее, на катере с воздушной подушкой. Кроме всего описанного выше, в BGE еще действует простая, но эффективная система экономики, где основными единицами мена являются обычные деньги и жемчужины. На деньги можно покупать всякую полезную всячину и немного бесполезных вещей, типа газет, которые добавляют колорита. Жемчуг же нужен для крупных апргрейдов техники, без которых нельзя дальше продвинуться в игре. Что-то из ресурсов нам перепадает просто по ходу сюжета. Но основным источником заработка для Джейд являются упомянутые ранее фотографии животных. Это такое задание от местных ученых и весьма приятный игровой процесс, который идет в параллель с основной игрой. Если же этих двух источников не хватает (или вами вдруг овладело манчкинство), то можно пуститься в одну из множества авантюра, начиная гонками и заканчивая исследованиями местных пещер. Дальше я могу просто сказать, что в игре почти все сделано хорошо. Графика - пожалуй лучшая, которую я где-либо видел. И дело тут не только в количестве полигонов и шейдеров. В BGE очень красочные локации, приятно сделанные модели персонажей и отличная анимация. Анимированы такие вещи, о которых в других играх просто и не вспомнили бы. Ночь сменяется утром, маяк гаснет, а дети в башне идут гулять. Бармен постукивает по стойке в такт играющей музыке. В море плавают местные аналоги дельфинов, и вообще мир кишит разнообразной живностью. И все это очень хорошо озвучено. Диалоги читаются с нужным количеством эмоций и без ляпсусов. А музыка, что весьма редко, не просто подходит к ситуациям, но даже эмоционально их дополняет. Короче, все сделано просто отлично, только вот такая проблема: игра-то пустышка. И это объяснить и проанализировать сложнее всего. Потому что каждый дурак может ткнуть пальцем в какой-то очевидный ляпсус, но как описать то, чего просто нет? В Beyond Good and Evil нет идей, нет смысла. Сюжет - безобидная развлекательная бурда, где не удосуживаются даже объяснять, что по сути своей все-таки происходит на Хилисе, а заканчивают все на какой-то эпической, но от того не менее абсурдной ноте. Мы мочалим целых двух финальных боссов, а героиня оказывается наделена супер-способностями типа оживления мертвых. Да, такой вот сюжет. Основные персонажи вызывают симпатию, но по сути своей примитивны. У них есть личные черты, но нет личностей. Наверное, именно потому они и так запросто симпатичны. Мир же - красив, интерактивен, но не дает никакой пищи для ума. Ну и опять борьба добра со злом. Ницше тут ну совсем уж не причем - названия взято от балды. Черт побери, ведь у таких игр тиражи будут поболее большинства книг. Неужели авторам совсем нечего сказать? Неужели у них нет никаких мыслей, которые им хотелось бы донести до окружающих, наблюдений, которыми бы хотелось поделиться? И вот вместо произведения, которое могло бы что-то объяснить, мы получаем очередную информационную соску для детей старше тринадцати лет. Я не могу назвать ни одной причины, по которой в Beyond Good and Evil стоило бы играть обычным людям. Дизайнерам и игровым журналистам - обязательно, в качестве материала для сравнения и анализа. Использованные там методы для создания целостной вселенной стоит учить, как учат приемам графического дизайна. То же самое можно сказать о взаимодействии с сопровождающими Джейд персонажами, и вообще о многих аспектах игрового процесса. Но зачем это нужно нормальному человеку, право, не знаю. Эти приемы по-хорошему нужны для достижения каких-то целей, а в данном случае ни к каким целям создатели не стремились.
Комментарии
Автор | Комментарий |
---|---|
Asstet 2010-01-17 19:59:55 |
<p>Куда-то делся твой телепатический комментарий.</p> Кстати, игра стоит у меня уже года 2. Я, только поставив ее, дошел довольно далеко, но поняв что развития не предвидится, подзабросил. Эдакая жвачка для мозга. |
Asstet 2010-01-17 20:04:50 |
Mount & Blade ты так и не? |
Gambler 2010-01-18 03:12:50 |
Телепатический комментарий я сам стер. Человечество пока еще не доросло, хех. Ну а если серьезно, слишком кисло он выглядел, хотя скорее всего и окажется верным. Mount & Blade - пока не играл. Но поиграю. Я сейчас как раз занялся усиленным прохождением имеющихся у меня игр, чтобы расчистить дорогу к новым. Кстати, среди имеющихся есть X2 и X3. Если ты в них играл, то у меня к тебе есть пара вопросов. Стоит ли браться за X2 при наличии третьей части? И какие аддоны и части к нему нужны для правильного прохождения? У меня просто X3: Reunion в обычной коробке. А в магазинах тут по дешевке продается Jewel версия той же игры, но с суффиксом "2.0" - там добавили какие-то миссии от Bala Gi, чего-то починили и, кажется, как на зло включили в комплект предыдущую серию игры. Наконец, в магазинах же, есть дорогая, а значит новая, X3: Terran Conflict. Насколько я понимаю, это вторая часть X3. Во всем этом весьма сложно сориентироваться. Вообще, насколько я вижу, люди взрослеют в плане игр по-разному. Некоторые как раз ударяются в страшную безвкусицу, прикрываясь учебой, работой, семьей и так далее. (Жизнь живут, как крест несут.) Мне всегда это немного неприятно, потому что точно так же многие прикрывают взрощенную в себе беспринципность, которая к играм не имеет никакого отношения. Я бы не сказал, что захотел больше свободы в играх, но, пожалуй, научился ее ценить, когда дают. Болванчики-персонажи, конечно, надоели. Чего мне от игр действительно захотелось - это разрушения барьеров, которые делают их столь предсказуемыми. Хочется, чтобы игра могла чем-то удивить, и не только в первые двадцать минут. Когда ничему совсем уж не удивляешься, то и думать по-настоящему перестаешь, и воспринимаешь все как-то не так. Это, правда, больше о сюжетных играх, но к системным тоже немного относится. |
Ruberd 2010-01-18 18:29:19 |
BG&E приятная вещь, так же приятная как хороший мультик. Не всё уракровавымбогам делается в мире для взыскательных взрослых, и это именно такая игра. И она и не пытается казаться чем-то большим. Да и зачем? Не рассчитана она на это. Но если посмотреть трейлер, то: ..мы имеем мегапафосное спасение мира, мрачностьспасающихмир ассасиновипсиховипроституток и т.п. Вот это лживо. |
Asstet 2010-01-19 17:44:23 |
X3: Terran conflict бери сразу - там всё объединено что было раньше плюс добавки, кампанию выбирай первую - остальные просто уже летая по вселенной будешь находить. Мне, например, Масс эффект понравился и второй думаю понравится потому, что мне нравится их некоторые мысли насчет мира, объяснения, например, существования врат в другие системы. Это сразу дает заряд живости игре. А в целом она как и Драконэйдж, только экшен система боя и космос. |
Gambler 2010-01-20 13:49:22 |
Terran Conflict купил. Игры нельзя хвалить за то, что они чего-то не пытаются делать. И по-хорошему за высосанный из пальца PR можно справедливо поиздеваться над команией, но к самой игре это не имеет никакого отношения. Важно то, что там реально есть и чего там нет. Если сюжет - бурда, то какая разница, хотели его сделать бурдой или нет? Уж лучше бы не хотели и обломались. По крайней мере какое-то благородное стремление. А ведь сейчас это редкость. Но от таких стремлений всегда что-то остается в самом произведении. Если разработчики пытались, то это видно. Собственно, я об этом в предисловии статьи как раз и писал. |