Статьи > Заметки
Gambler / 2008.05.04

Размышления про каталоги игр

Я только что ринулся было реализовывать давнюю свою идею – базу данных с играми – но понял, что несмотря на множество соображений по поводу того, что в ней должно быть, плохо представляю, как именно эта база будет работать. Поскольку статьи довольно давно стали для меня способом привести в порядок мысли и проанализировать какую-то тему, я решил написать текст, который вы сейчас читаете. Формат будет самый простой, и стиль местами неаккуратный, но я постараюсь как можно лучше все структурировать. Итак, поехали.

Зачем нужна база данных с играми?

Вопрос на самом деле интереснее, чем кажется. Могу поспорить, что если вы зададите его хозяевам какого-нибудь крупного сайта, то они вам ничего на него толком ответить не смогут. Стандартные игробазы похожи друг на друга структурой как две капли воды. В них указываются разработчик и издатель, пишется что-то про жанр и дату выхода, и иногда приводятся системные требования. Очень часто там же можно найти описание в один-два абзаца, оценку, комментарии пользователей и кучу ссылок на сопутствующие игре материалы с того же сайта. Все это выглядит разумно и официально (потому что везде одно и то же) до тех пор, пока вы не зададитесь вопросом, кому все это нужно. Если предположить, что игровые базы нужны в основном все-таки геймерам, то становится понятно, что они (базы) сделаны в японском народном стиле нирыбанимясо. Фактически, туда пихают не ту информацию, которая нужна пользователям, а ту, которую проще найти или сгенерировать.

Фильтрация

Если человек сразу прочитал об игре в периодическом издании, то ему скорее всего в базу данных лезть уже не нужно, по крайней мере не для того, чтобы заочно ознакомиться с игрой. А вот если он увидел ее на полке магазина, или в ветке на форуме, то карточка игры могла бы оказаться полезна – в первую очередь для того, чтобы выяснить, стоит ли искать более подробную информацию. В большинстве случаев искать ее не стоит, поэтому функция фильтра – это, наверное, самая важная функция игробазы. Для фильтрации, да и вообще по логике вещей, система должна давать какое-то общее представление о продуктах и произведениях. Теоретически это достигается при помощи жанра и краткого описания. На практике большая часть жанров абсолютно ничего не говорят о сути игры, а краткие описания обычно просто перечисляют фишки или пересказывают сюжет, что абсолютно бесполезно. "Идиот. Книга в твердой обложке. Рассказывает про эпилептического идеалиста, приехавшего в Петербург." Жанр я бы заменил набором более объективных и осмысленных характеристик. Например, очень важно отделить игры сугубо системные от игр, которые ставят свой целью выражение каких-то идей с помощью художественных приемов. Тут важна именно цель создателей, а не наличие или отсутствие каких-то внешних атрибутов. Еще неплохой характеристикой было бы перечисление тех занятий, за которыми мы в игре проводим больше всего времени и на что тратим больше всего усилий: разговоры или перестрелки, строительство или прокрадывание в замки, и так далее. Вроде бы простые вещи, но на самом деле это то, что отличает очень разные игры, которые поверхностно похожи. Еще лично мне было бы приятно видеть список тех методов, которыми в игре передается информация (текст, видео, звуковые диалоги, скриптовые сцены, графики) и насколько интенсивно они используются. В плане краткого описания советы давать трудно, да и основной я уже упомянул: описание не должно состоять из фишек ("разрушаемые здания!") и пересказа сюжета ("вы играете за внучатого племянника Баала"). Скорее было бы полезнее дать высокоуровневое описание игрового процесса, эмоциональную модальности и общие идеи.

Полезное

Самое удивительное, что нет ни одной игробазы, которая ставила бы свой целью сообщать игрокам ту информацию, которую они потом разыскивают на форумах. Я что-то не слышал, чтобы пользователь спрашивал про год выпуска или издателя. Зато многократно слышал, как кто-то интересуется, например, насколько долбанутая у игры система защиты, или какие у нее _на самом деле_ системные требования. Системные требования – это вообще бич современных PC игр. То, что написано на сайтах издателей практически никогда не соответствует действительности. Некоторые игры предпочитают видеокарты ATI видеокартам от nVidia. Другие чрезмерно требовательны к определенному компоненту компьютера. Третьи требуют эзотерических настроек для нормальной производительности. А четвертые просто тормозят везде и всегда. Подобного рода информация идеальна для базы данных (или базы знаний, если вы предпочитаете корпоративный сленг). Учитывая качество обычных релизов было бы также полезно указывать, какой к игре выпущен последний патч, насколько она после его установки играбельна, и сколько этот патч весит. Вообще, база данных – это идеальное место для описания того, что человек должен сделать, чтобы нормально пройти игру. Сюда относится множество разных вещей, начиная от неофициальных патчей и модов, которые стали негласным стандартном и заканчивая описанием того, что конкретно делают разные уровни сложности, и какой из них лучше выбирать нормальному человеку. Сюда же можно отнести и общие советы в плане того, как не испортить себе прохождения внутреигровыми решениями.

Организация

Основная проблема в создании игробазы – это ее структура. Жестко заданная структура с кучей разных сущностей (игра, компания, персона и т.д.), требует много времени, кодинга и тестирования, особенно когда дело доходит до ввода данных и редактирования. С другой стороны, без структуры обойтись тоже нельзя. Например, если в карточке указан разработчик, то очень полезно было бы иметь возможность просмотреть список всех игр той же компании. Чтобы этого достичь нужна либо какая-то структура, либо очень хорошая функция поиска, которая вызывается простым кликом по соответствующему полю. (Кроме игры, я бы ставил в базу фирму-призводителя, а так же конкретных людей, которые над игрой работали.) Еще одна проблема – это классификация игр. Крайне полезно бывает вытащить из каталога игры, схожие по своей сути. Классическое решение – система вложенных категорий. Но для нее нужно сначала придумать категории, да и опыт показывает, что это часто ведет к ложным классификациям. Есть еще новомодная концепция фолксономии, когда пользователи сами приклеивают к материалам ярлыки, и можно найти всё с таким-то ярлыком. Идея работает великолепно, когда нужно погонять пользователя по страницам с баннерами, но для поиска нужной информации она не годится. Наверное, самым простым решением в данном случае будет просто давать ссылки на карточки похожих произведений. Ну и последняя идея относительно общей организации: давать ссылки на полезные материалы с других сайтов, обзоры, обсуждения и так далее.

Приложение: пример игровой карточки

НазваниеPlanescape: Torment
Вышел: 30 Ноября 1999
Разработчик: Black Isle
Главный дизайнер: Chris Avelone
Издатель: Interplay
Направленность: сюжетная
Основа игрового процесса: диалоги, боевка
Система: лицензированная, AD&D
Мир: лицензированный, Planescape (D&D), фэнтези
Информацию часто передают: тексты в диалоговом окне, отрендеренные видео
Нормализованные системные требования: CPU 400MHz, 128Mb RAM, Windows 95, 98, 2000, XP
Проблемы: плохо работает на wide-screen мониторах, использует разрешение 640x480
Без патчей: демонстрирует множество проблем
Последний оф. патч: 1.1, чинит некоторые баги
Рекомендуемый неоф. патч: Torment Fix Pack v1.37 + SKARDAVNELNATE, чинит подавляющее большинство багов
Общие советы: уделяйте больше внимания ментальным атрибутам персонажа

На этом все. Комментарии приветствуются. Я их подожду где-то неделю, а потом попробую претворить описанное тут в жизнь.


Комментарии

АвторКомментарий
Grav
2008-05-04 02:58:46
А не получится ли из этого Википедия о компьютерных играх? Заполнить такую базу знаний даже команде журналистов будет нереально, а для того, чтобы база создавалась руками простых геймеров, придется делать узкозаточенную википедию и модерировать ее заполнение. (Но я что-то не представляю себе толпу народа, ломящегося вставить свои 5 копеек в народную игробазу, т. к. у КСа всегда с народом была напряженка.)
Gambler
2008-05-04 04:19:10
Игр, о которых стоит что-то писать, не так много. Идея не в том, чтобы сделать вики или базу данных - этого добра в интернете навалом. Идея в том, какого рода информацию туда добавлять, а какого - не добавлять. Как? Да так же как и статьи в КС. Только такого рода информацию намного проще редактировать. Сначала, кончено, запонять придется своими силами, но это стандартная ситуация.
Myao
2008-05-04 14:55:33
Я, наверное, буду банален, но к этой карточке было бы неплохо прикрутить один-два скриншота, и еслим уж упоминать неофициальные патчи (да и патчи вообще) то есть смысл ставить на них ссылки. Что касается проблем с системными требованиями (прижэиваемость игры на платформах с ATI/nVidia картами и т.д.), то мне кажется, что их лучше запихнуть в раздел "Проблемы", а заодно попытаться давать комментарии по преодолению таких припонов.
Gambler
2008-05-04 21:14:38

Про ссылки на патчи я полностью согласен. Надо только подумать, как быть, когда на один файл нужно давать несколько ссылок. Скажем, оф. патч к Торменту сейчас валяется по всему интернету, поскольку родного сайта к игре давно уже нет.

Про системные требования тоже.

Про скриншоты я думаю. Отсутствие большого количества скринов на сайте — это в какой-то мере фишка. Я сам когда статьи пишу, часто ловлю себя на том, что хочется просто сказать "посмотрите на скрины", и ничего не описывать. Это нездоровое стремление.

С другой стороны, тут в какой-то мере играет роль просто моя лень, потому что для скришнотов нужно писать систему закачки и преобразования в иконки.

Как вы считаете, какой минимальной функциональностью должна обладать система скриншотов? Самый простой вариант - скрины идут редакторам по емейлу, потом их закачивают на сайт по FTP, а в базе данных система проставляет текстовые ссылки (как в обзоре MotB). Звучит топорно, знаю, но в то же время в плане понимания сути игры это будет работать точно так же, как и навороченная система. По иконкам все равно ничего не поймешь, приходится точно так же смотреть полный скрин.

Вообще, скриншотов в интернете завались. Имеет смысл подумать, чего в них обычно не хватает и это реализовать. Мне лично было бы интересно видеть скрины с расширенными комментариями, которые обращают внимание читателя на какие-то важные детали. И еще такие, которые показывают неблаговидные аспекты игры, типа кривого интерфейса, или эффектов от заклинаний, из-за которых ни черта не видно. В целом мне кажется, что каждый скрин долден иметь какую-то цель, а не быть просто случайной картинкой - одной из пары дюжин вываленных на сервер.

Раньше у нас были проблемы с местом на сайте. Сейчас таких проблем нет. В то же время, проблема современного интернета в целом - это не нехватка информации, а ее переизбыток, неорганизованность, и то что обработку все в большей степени сваливают на конечного пользователя.

Myao
2008-05-05 08:36:44
Я думаю, что скринами есть смысл иллюстрировать "Информацию часто передают:" (это помимо того что ты назвал) - это за одно покажет людям как и часть интерфейса. Опять же игрокам интересно и просто общее качество графического исполнения игры, но это уже скорее к вопросу о направленности карточки. Что касается ссылок, не знаю... может быть есть смылс давать не несколько ссылок на один патч, а ограничится ссылкой на наиболее крупный фанатский сайт?
Akven
2008-05-05 23:15:45
Всё верно, но в том то наверное и проблема, что большую часть такой полезной информации, которую я допустим достаточно часто разыскиваю по всему интернету, трудно рассортировать внутри какой-то базы данных (а это всё равно получится база), разбить на поля и прочее.. Но основное наверное нужно... Я бы ещё добавил всё возможные релизы игры (издания, переиздания, бывают на 1, на 2 сд, на разных языках, и патчи к ним разные). Так же ворованные бета-версии, которые потом разошлись по сети, и прочее подобное (как в случае с Assassin's Creed), коллекционные издания, дополнительные и всё возможное. Я например зачастую не понимаю чем различаются uk и us версии игры и почему на них приходится качать разные патчи. Да, кстати, всем привет :)
Akven
2008-05-06 13:24:53
Ну и естественно на неоф. патчи ссылки нужны тоже обязательно :)
Gambler
2008-05-06 15:51:54

Насчет разных изданий я тоже согласен. Иногда издатели выпускают "special edition", откуда вырезают уровни и ведеоролики, и про такие финты люди должны знать.

Еще мне думается, в карточке должны быть ссылки на карточки аддонов, экспаншенов и прочих штук, которые требуют оригинальной игры. То же самое про знаменательные моды, вроде KotOR Restoration Project или Planescape: Trilogy.

Akven
2008-05-19 19:14:41
Зачастую официальные сайты игр - это просто рекламный баннер на три страницы, где даже ссылок на патчи не разыщешь. Только название, пара скриншотов и огромная надпись что мы уже в продаже..
Gambler
2008-05-20 04:35:13

Отказ хостить патчи к своим собственным багам и сайты на Flash - это просто паталогия.

Akven
2008-05-25 01:26:30

а учитывая кривизну rapidshare и аналогов, так вообще эпидемия :)

Андрей Вендиловский
2008-06-02 23:28:58

Идея хорошая, но может с треском провалиться. Требуется перелопатить гигантский объем информации, а это время и силы. Или требуется большая команда сподвижников. И по какому принципу выделять игры, которые должны попасть в каталог, а какие нет? Только хиты и за какой временной промежуток? Вообще-то это уже начинает напоминать больше базу знаний, а не базу данных, по своей архитектуре.