Serenity
[Сам еще не смотрел, потому что слишком уж активно рекламировали этот фильм, но все равно мне кажется, в этом тексте есть пара мелких спойлеров, так что берегитесь. - прим. Gambler'а]
Фильм: Serenity (Миссия: Серенити)
Снят: 2005
Режиссёр: Джосс Уэдон
Сценарист: Джосс Уэдон
В ролях: Натан Филлион, Джина Торрес, Алан Тудик, Морена Баккарин, Адам Болдуин, Джуэл Стейт, Шон Мейхер, Саммер Гло, Рон Гласс, Чуител Эджофор
О невозможном
Все мы верим в героев, мы любим их, потому что они отличаются от нас, они совершают красивые поступки, и их жизнь всегда наполнена интересными событиями. Они не сидят на месте, бороздят просторы космоса и живут так, как мы никогда не сможем жить. Они верят в своё предназначение, и оно их не подводит.
Мы любим красивые сказки, катастрофы на пути к светлому будущему и храбрых соратников. И почему-то так получается, что мы любим космические саги. Терпкие эпосы про другие планеты, отважных лётчиков и колонистов, про обыденную жизнь контрабандистов и вольных охотников. И кинематографическая индустрия нас не подводит, раз за разом выбрасывая из пылающего горна один фильм за другим. Были эпические Звёздные Войны, но на смену им пришли истории гораздо более приземлённые, не замешанные на сверхмогуществе героев и противостоянии сверхдержав, а потому жизненные и привлекательные. Больше похожие на то, как жили бы мы, если бы наш мир был чуть другим.
Истоки
Начать, пожалуй, стоит c занимательного факта. Выпущенный фильм отнюдь не является самостоятельным и обособленным проектом, а лишь частью телевизионного сериала, отдельным независимым куском долгой истории под названием FireFly. Поэтому, возможно, за многими действиями, отношениями и репликами героев скрывается давным-давно проработанный фон, созданный и раздавшийся вширь мир. К сожалению, этот же факт лиц неосведомлённых (вроде меня) вводит в ступор, - и лёгкий укол непонимания жалит мозг. Действительно, события разворачиваются стремительно; персонажи, места и подоплёки поступков вносятся в кадр ежеминутно. Пройденные этапы фильма уже ни за что не повторяются, сюжет всё мчится и мчится, подбадривая спецэффектами отстающих. Впрочем, нельзя не признать умелой работы сценариста, который позволил себе нарезать диалоги так, что при всём общем многообразии каждый персонаж имеет возможность приоткрыть скрывающую его завесу тайны. До ответов на многие возникающие вопросы удаётся, благодаря выделенной информации, без труда додуматься самому, что выгодно позволяет не оставлять зрителя в полном непонимании, но и не загромождать ему голову длительными и нудными вступлениями.
Вообще же, если приглядеться повнимательней, больше всего Serenity по духу напоминает не Звёздные Войны, которые близки ему по степени космической фантастичности, а аниме-сериал «Cowboy Bebop». Ну а некоторые утопические трэш-моменты атмосферой вызывают в памяти не менее замечательный серил «Lexx» и фильм «Resident Evil».
Ну и всё-таки…
…стоит задеть описательным слогом сам сюжет. Чтобы появилась основа для высказывания собственных впечатлений. Как я уже заикнулся, это не история о сверхдержавах и великом противостоянии (хотя и это тоже присутствует). Всё гораздо меньше габаритами, утончённей; от здешнего сюжета веет домашней обстановкой, ощущением того, что где-то за пару миллионов парсеков именно такие люди сидят в космолёте и планируют ограбление охранного предприятия.
Летит себе по бескрайнему и безбрежному космосу космический корабль. Он называется «Serenity» и несёт на борту свою отважную команду под управлением капитана Мэла. Помимо этого там ещё затесались и двое интересных пассажиров – это бегающие от властей молодой доктор Саймон и его весьма неординарная сестричка Ривер, страдающая телепатией и припадками проявления заложенных в неё злодеями боевых инстинктов. Кто бы сомневался, что подобная смесь мгновенно разворачивает историю фильма и уносит её в необозримые дали галактических заговоров и трагических секретов. Всё весьма интересно и захватывающе, попадающиеся по ходу фильма непонятности обязательно после просмотра и вникания в линию партии становятся очевидными фактами, до которых просто почему-то не получилось додуматься ранее. Поклонникам же сериала, думаю, вообще не составляет сложности разобрать Serenity на составные «пасхальные яйца» и обосновать самую последнюю трещинку на обшивке.
Я, как лист на ветру…
Фильм фантастический, поэтому и спрос с него в первую очередь определяется уровнем поставленных красивостей. С самого начала поражает камера. То, что делает с ней оператор, трудно себе вообразить. Представьте себе сцену: в кадре одновременно находится несколько героев. У них трудные времена и они занимаются тем, что перемывают друг другу косточки. В это время камера выхватывает одного из них, крутится вокруг него, потом переключается на следующего, меняет ракурс на противоположный, потом заныривает в коридор, взлетает на капитанский мостик и продолжает своё нелёгкое дело. При этом ни разу не происходит остановки, всё снимается в один момент, без пауз, герои продолжают ругаться – и всё это в течение минут, наверное, пяти. Респект. А теперь представьте себе тоже самое, но во время бешеной драки в баре. Уже на одни эти выкрутасы можно засмотреться так, что забудешь о происходящих параллельно (и более обыденных) спецэффектах – постановка боёв, стрельба, акробатические выкрутасы.
Конечно, не всё так радужно. Я ни в коем случае не хочу упрекнуть увиденное, но местами возникает такое ощущение, что старались зря. Ярким примером этого может послужить финальная космическая битва, когда всё околопланетное пространство заполнено вооружённым до зубов флотом, а зритель, вжавшись в кресло кинотеатра, яростно предвкушает море удовольствия. Вот, начинается долгожданный бой – и начинает происходить что-то непонятное. Да, нам показывают несколько мощнейших моментов схватки; летят ракеты, вспарывают безвоздушное пространство лазеры, отваливаются куски обшивки и подбитый космолёт на твоих глазах разваливается на куски, выбрасывая в космос тела лётчиков. Но большую часть времени виден лишь сам Serenity, который заместо срочной доставки зрителю порции экстаза на всех парах улепётывает из гущи сражения. Не спорю, сам он производит приятное впечатление, и следующая по пятам погоня тоже радует глаз, но знание того, что где-то за спиной происходят события гораздо более масштабные, не даёт спокойно сидеть.
Это яйца выеденного не стоит
Приглянулся сеттинг мира, где те самые космические элементы соседствуют с шармом дикого запада и утончённостью востока. То, как капитан вместо долгих и бесполезных разговоров с ходу выхватывает пистолет и валит им морализатора, запомнится надолго. А начало, когда в мирный круговорот подготавливающей информации внезапно врывается втыкаемая в лоб ложка.
Конечно, я бы не назвал придуманный мир излишне миролюбивым. Вроде всё хорошо, достаточно обычные для фильмов ситуации, когда герои проходят сквозь события и почти не оставляют за собой трупов. И тут, бац! горы мяса, пулевые отверстия, сожженные тела и орды диких бесчинствующих зомби-каннибалов. Как всегда, вопрос, кого же жрут зомби когда кроме самих зомби в округе никого нет, остаётся неуместным.
С другой стороны, либо люди, снимавшие фильм, пожалели публику, либо руководствовались какими-то другими соображениями, но во всех этих смертях не хватает трагичности. Даже когда умирает один из героев – не остаётся такого чувства, что это было действительно что-то неприятное. Но и нет излишнего пафоса: всё в норме вещей, так и должно было произойти, по пятам следует орда неприятных во всех отношениях личностей, и не хватает только забивать голову мыслями о смерти товарища, когда к нему можно присоединиться гораздо быстрее, чем ты сам предполагаешь.
Хотя по драматичности очень понравился момент со смертью местного хакера телекоммуникационных сетей, где он с пропоротым животом умирает на руках у его жены – робота-куклы, способной лишь сидеть на диване и поглощать непонимающими глазами пустоту.
Ведь несмотря на кажущуюся кукольность лиц актёров, они одновременно и превосходно играют и замечательно смотрятся. Может, потому, что они действительно соответствуют своим персонажам.
И всё-таки иероглифы там не зря
Не стоит забывать и работы композитора. Во время просмотра ты не придаёшь музыке значения, она не врезается в память и не напевается потом себе под нос во время похода домой. Но именно впоследствии ты понимаешь, насколько к месту и правильно слушались эти восточные мотивы. То, как благодаря фоновому саундтреку создалась непередаваемая атмосфера, заслуживает уважения, ни больше ни меньше.
Впечатление
Двоякое. Я не могу сказать, что фильм мне понравился, и я готов в срочном порядке записываться в фанаты, но и мимо он явно не прошёл. Видимо, действительно сказалось сериальное прошлое режиссёра. Ибо первые 40 минут заглатываются с хрустом и восторженным урчанием, и напоминают именно одну серию, многообещающую и абсолютно впитывающуюся мозгом. А вот потом уже наступает всякое – и откровенное зевание и блеск в глазах от очередной восхитительной сцены. Всё-таки два часа просмотра вечером в полнолуние дают о себе знать. Во всяком случае, с утра фильм по собственным воспоминаниям производит почему-то лучшее впечатление, многие не понравившиеся моменты сглаживаются, а всё эффектное занимает своё положено место в мысленном зале славы.
Возможно, столь странный факт обуславливается невнятностями родного перевода и дубляжа. Потому что когда я смотрел трейлеры на оригинале, я понимал героев гораздо лучше, чем потом на русском. Из хорошо поставленного разговора по неизвестным мне причинам получился набор бессвязных фраз, которые никак не хотят стыковаться со смысловой нагрузкой, которую они должны были нести.
Фильм стоит смотреть в любом случае. И даже если вы не всё поймете и не всё вам понравится, то абсурдно спокойная, домашняя атмосфера, никогда не происходившие, столь родные сердцу космические перелёты и харизматичные персонажи придутся вам по душе.